Метро судится за рекламную паузу

Метро судится за рекламную паузу
Метро судится за рекламную паузу / Е. Разумный / Ведомости

Московский метрополитен подал заявление в УВД и прокуратуру Московского метрополитена о возбуждении уголовного дела по статье «Мошенничество» в отношении оператора наружной рекламы «Авто селл», рассказал замначальника Московского метрополитена Юрий Дегтярев, подан также иск в Мосгорсуд – о взыскании задолженности с «Авто селла». В картотеке арбитражных дел это исковое заявление пока не появилось.

«Авто селл» выиграл аукцион на размещение рекламы в метро четыре года назад и получил право размещать рекламу на станциях и в вагонах. У компании не было опыта продажи рекламы, тем не менее она согласилась выплатить метрополитену 14 млрд руб. за пять лет. У предыдущего рекламного партнера метро, «Олимпа», выплаты были значительно ниже: за 2010 г. он заплатил 730 млн руб., а доход от размещения щитов и плакатов в подземке в том году составил, по данным «Олимпа», 2,5 млрд руб.

Рекламщики предупреждали, что цена, по которой «Авто селл» забрал лоты, слишком высока. С самого начала работы «Авто селл» резко поднял стоимость размещения рекламы в метро, и щиты долгое время фактически пустовали. Внутри вагонов пассажиры все чаще видели рекламу самой «Гемы» и продаваемых ею автомобилей. «Компания с самого начала выбрала неправильную стратегию. Кроме завышенной цены услуги предоставлялись не на том уровне, к которому привыкли рекламодатели. В результате долгое время большинство щитов в метро пустовали», – объяснил «Ведомостям» генеральный директор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. Смог ли «Авто селл» окупить расходы на оплату метрополитену, неизвестно, говорит он.

Метро судится за рекламную паузу

«Авто селл» выплатил метрополитену практически 10 млрд руб., сказал Дегтярев. В конце прошлого года «Авто селл» попросил изменить график платежей с ежеквартального на ежемесячный, мотивируя это сложной ситуацией на рекламном рынке, рассказал Дегтярев, и метрополитен пошел навстречу. Оператор также направил в метрополитен письмо с отказом от каких-либо финансовых претензий, сообщил он.

Но с 7 апреля компания «Авто селл» вовсе перестала переводить деньги, сетовал Дегтярев, сейчас ее задолженность перед метрополитеном составляет 1,124 млрд руб. (728,69 млн руб. – основной долг, 256,75 млн руб. – пеня). Договор компании с метрополитеном заканчивается в августе 2016 г., до его окончания «Авто селл» мог бы выплатить метрополитену еще 3 млрд руб.

В начале июля метрополитен направил руководству «Авто селла» письменное уведомление о расторжении договора, но компания отказалась от принятия уведомления, констатировал Дегтярев. Гендиректор «Авто селла» Гюля Коган заверила, что компания не получила документов о расторжении договора.

«У метрополитена есть все наши обращения с просьбой сесть за стол переговоров», – говорит Коган.

«Авто селл» направил метрополитену встречные претензии и потребовал компенсацию в размере 3 млрд руб. (копия письма есть у «Ведомостей»): метрополитен, по версии рекламного подрядчика, с начала действия контракта, т. е. с лета 2011 г., предоставлял под рекламу вагоны, которые часть времени простаивали в депо и на запасных путях.

Дегтярев считает претензии компании необоснованными.

27 июля метрополитен планирует приступить к демонтажу всей рекламы, по словам Дегтярева, на это может уйти около месяца. Руководство метрополитена планирует также провести аукцион и выбрать другого рекламного подрядчика для метро. Дегтярев говорит, что это решение уже согласовано с департаментом СМИ и рекламы правительства Москвы. «Такая договоренность с метро была достигнута на днях», – подтвердил представитель департамента.

Метро интересно для операторов наружной рекламы, но пойдут ли они на аукцион, неизвестно, говорит Березкин: все будет зависеть от стартовой цены.

В УВД Московского метрополитена и пресс-службе Мосгорсуда не ответили на запрос «Ведомостей», в прокуратуре метрополитена не ответили на звонки.