Деньги утекают из эфира

Аудитория ВГТРК увеличилась, но расходы росли быстрее, чем доходы
Аудитория ВГТРК увеличилась, но расходы росли быстрее, чем доходы / Е. Разумный / Ведомости

Выручка госхолдинга ВГТРК по РСБУ в 2014 г. увеличилась на 2,2% до 31,9 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Расходы компании росли заметно быстрее: себестоимость продаж, продукции, товаров и услуг увеличилась на 5,8% до 52,9 млрд руб. При этом прочие доходы (ВГТРК, скорее всего, записывает в эту строку дотации из государственного бюджета) остались на прежнем уровне – 20,8 млрд руб. В результате, по данным «Интерфакса», впервые с 2000 г. госхолдинг стал убыточным. Если в 2013 г. его чистая прибыль составила 29 млн руб., то чистый убыток прошлого года – 2,8 млрд руб.

ВГТРК – крупнейший государственный медиахолдинг. Этот ФГУП владеет четырьмя федеральными эфирными каналами («Россия 1», «Россия 2», «Россия 24» и «Культура»), радиостанциями и неэфирными каналами. Последними управляет компания «Цифровое телевидение» – совместное предприятие с оператором «Ростелеком». Недавно ВГТРК договорилась о продаже частоты «России 2» холдингу «Газпром-медиа». Сумма сделки, по словам источника, знакомого с ее деталями, составит 9,3 млрд руб., ВГТРК получит эту сумму наличными. Пока компании подписали только меморандум, но не сделку. Новый спортивный канал на месте «России 2» должен начать вещание в сентябре.

Подавляющую часть выручки ВГТРК получает за счет рекламы. По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рынок телерекламы в стране в 2014 г. вырос на 2% до 159,8 млрд руб., а весь рынок рекламы – на 4% до 340,1 млрд руб.

По итогам прошлого года оказались убыточными все три крупнейших телехолдинга в России. При резком снижении роста рекламного рынка каналы продолжали увеличивать свои расходы. Так, выручка «Первого канала» выросла на 2,9% до 30,1 млрд руб., расходы – на 3% до 34,4 млрд руб., но при этом долг канала перед поставщиками, прежде всего перед производителями сериалов и шоу, вырос за год с 4,5 млрд до 7,1 млрд руб. Убыток «Первого канала» в 2014 г. сократился с 1,77 млрд до 938,4 млн руб.

В свою очередь выручка «Газпром-медиа» выросла в 2014 г. на 28,3% до 72 млрд руб., но этот рост обеспечило прежде всего поглощение холдинга «Профмедиа». Без учета новых активов выручка «Газпром-медиа» в прошлом году снизилась. Расходы холдинга увеличились сразу в 1,5 раза, в частности, расходы на персонал – больше чем на 40%, административные расходы – почти на 90%. В результате если в 2013 г. «Газпром-медиа» получила прибыль в 8,6 млрд руб., то в 2014 г. ее убыток составил 2 млрд руб.

А вот CTC Media, четвертый по доходам телехолдинг в России, прибылен. Его выручка в 2014 г. выросла на 3% до 27,3 млрд руб., чистая прибыль снизилась почти на четверть до 3,7 млрд руб.

В прошлом году ВГТРК стала крупнейшим телехолдингом в России по совокупной аудитории каналов. Совокупно четыре ее канала в среднем в день смотрели 20,1% зрителей (здесь и далее данные TNS по жителям старше четырех лет в городах России с населением более 100 000 человек), а в 2013 г. – 18,2%. До этого лидером по аудитории была «Газпром-медиа», но ее совокупная аудитория (без учета каналов «Профмедиа», приобретенных в 2014 г.) снизилась: НТВ и ТНТ в прошлом году смотрели 18% зрителей, а в 2013 г. – 19,7%. В свою очередь «Первый канал» смотрели 14,5% зрителей, что больше, чем в 2013 г. (13,8%). Наконец, совокупная аудитория CTC Media снизилась с 11 до 9,8%.

Ровное падение

В целом в этом году рынок ТВ-рекламы снизится на 19%, сообщил в мае гендиректор Vi Сергей Васильев со ссылкой на собственные прогнозы компании.

В этом году финансовое положение крупнейших телекомпаний вряд ли серьезно улучшится: в I квартале, по оценке АКАР, рынок телерекламы упал на 20% и, по прогнозу селлера Vi, по итогам года расходы рекламодателей на продвижение в эфире будут заметно меньше, чем годом ранее (см. врез).