Нефтяники прибегнут к помощи солнца
Для добычи в пустыне тяжелой нефти Оману требуется использовать особые технологии. Теперь страна будет делать это с помощью солнечной энергии. На месторождении Amal West к 2017 г. планируется построить одну из крупнейших в мире гелиотермальных станций – Miraah («зеркало» на арабском), ее мощность будет 1021 МВт. Строительством займется Petroleum Development Oman (PDO), совместное предприятие правительства Омана, Shell, Total и американской GlassPoint Solar.
Энергетический сектор обеспечивает около 50% ВВП Омана и 75% доходов бюджета. Страна – крупнейший производитель нефти на Ближнем Востоке, не входящий в ОПЕК. По данным EIA, ей удалось увеличить нефтедобычу с примерно 700 000 до более чем 950 000 баррелей в день в 2007–2014 гг. благодаря третичным методам нефтеотдачи (EOR, enhanced oil recovery).
С помощью строительства гелиотермальной станции в Омане хотят не допустить снижения производственных мощностей. «Использование солнечной энергии для извлечения нефти является долгосрочным решением», – заявил Рауль Рестуччи, управляющий директор PDO. Обычно методы EOR предполагают использование газа. Для увеличения нефтеотдачи с помощью солнечной энергии используются изогнутые зеркала, фокусирующие солнечный свет на содержащую воду котельную трубу. В результате кипячения воды возникает пар, который закачивается в коллектор нефти, чтобы сделать ее более доступной для извлечения, уменьшив ее вязкость. По прогнозам PDO, эта технология будет обеспечивать треть добываемой в стране нефти к 2023 г. Также она позволит экономить газ, чтобы экспортировать его и использовать для других целей, отмечает Рестуччи.
В Омане очень сложная геология и трудноизвлекаемая нефть, но страна опережает другие государства Ближнего Востока в использовании EOR, утверждает аналитик из Дубая Робин Миллз. По его словам, использовать подобные технологии могли бы Ирак, Иран, Кувейт и Египет. «[Проект] для Омана особенно важен, учитывая нехватку газа и необходимость увеличения нефтеотдачи для его крупных запасов тяжелой нефти», – сказал Миллз. Но он сомневается в экономической целесообразности такого дорогого проекта после обвала цен на нефть.
WSJ, 8.07.2015, Алексей Невельский