Документа не хватает
Судно-трубоукладчик Castoro Sei итальянской компании Saipem 30 июня отправилось из Бургаса в сторону российской морской границы, чтобы начать строительство «Турецкого потока», и в тот же день председатель правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение, разрешающее флоту Saipem до конца 2015 г. входить в российские территориальные воды.
Строительство газопровода начнется с опозданием на месяц, «Интерфакс» сообщает, что задержка связана в том числе с российскими чиновниками. Но причина может быть не только в них: Россия до сих пор не подписала межправительственного соглашения о строительстве трубы с Турцией. Подписание этого документа должно было состояться до конца июня, но этого так и не произошло. Как утверждает агентство Bloomberg, подписание межправительственного соглашения может быть отложено как минимум до октября. Пока Турция выдала «Газпрому» только разрешение на изыскательские работы в своих территориальных водах.
«Газпром» увязывал подписание межправительственного соглашения с пересмотром цены на газ для турецкой госкомпании Botas, полугодовой срок для этого истек в понедельник. Турецкая сторона также придерживалась пакетного подхода в подписании этих двух сделок. Но формально Botas теперь может подать иски к российской госкомпании в арбитражный суд – если «Газпром» не объявит о скидке на газ для турецкой стороны, сообщает азербайджанское агентство Trend со ссылкой на представителя Botas. По данным агентства, срок для объявления новых контрактных условий для Botas истек вчера.
Bloomberg также писал, что истечение срока позволяет Botas обратиться в международный арбитраж.
Газопровод без контракта
«Газпром» подписал на Петербургском экономическом форуме соглашение с Shell, E.On и OMV о расширении газопровода «Северный поток»: еще две нитки общей мощностью 55 млрд куб. м будут строиться под новые европейские контракты, которых, правда, пока нет. Срок ввода в эксплуатацию – конец 2019 г.
«Газпром», конечно, хочет подписать две сделки (газопровод и скидка) одновременно, неопределенность с «Турецким потоком» не дает ему возможности заключить контракт по цене на газ, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. По его мнению, турецкая сторона до сих пор считает «Турецкий поток» достаточно рискованным проектом, особенно на фоне перспектив поставок газа из Ирана, когда с него будут сняты санкции. Подписывать межправительственное соглашение мешает и политическая ситуация в Турции, считает Нестеров.
7 июня в Турции прошли парламентские выборы, на которых правящая партия президента Реджепа Тайипа Эрдогана потеряла большинство и теперь не может в одиночку сформировать правительство. «Это новая ситуация, в первый раз за 12 лет. Тем не менее партия имеет право формировать коалицию. Если она ее не сформирует за 45 дней, будут новые выборы», – говорил заместитель предправления «Газпрома» Александр Медведев. Турецкая оппозиция в коалицию вступать пока не хочет. По словам Медведева, подписать сделки планировалось до конца июня, но это желательно делать с новыми премьер-министром и министром энергетики Турции. «Нельзя лишать новых руководителей удовольствия начинать свою деятельность с хорошими контрактами», – комментировал он.
Вряд ли Botas будет пользоваться правом подать иск в арбитраж, скорее всего, это просто элемент торга с «Газпромом», очевидно, что обе стороны хотят заключить сделку и не заинтересованы в ее затягивании через суд, считает директор Small Letters Виталий Крюков. Это своеобразный ответ Botas на новый козырь «Газпрома» в виде «Северного потока – 2» (см. врез), предполагает он.
Нестеров не согласен: видя задержку с «Турецким потоком», «Газпром» пытается себя обезопасить и найти новые точки соприкосновения в Европе, такие как «Северный поток – 2», соглашение о сотрудничестве с Shell, переговоры о продлении транзита с Украиной.
Тем не менее строительство «Турецкого потока» уже может начинаться, так как сначала будет строиться первая нитка для поставки газа на рынок Турции мощностью 16 млрд куб. м, а по этой нитке нет никаких противоречий, информирует Крюков. Медведев также уверял в начале июня, что по первой нитке нет никаких рисков.
Представители Botas, «Газпрома» и минэнерго Турции не ответили на запросы.