Ритейл и поставщики увлеклись регулированием

Ритейлеры и поставщики смогут лучше контролировать друг друга
Ритейлеры и поставщики смогут лучше контролировать друг друга / Е. Егоров / Ведомости

Бизнес-омбудсмен Борис Титов, предправления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко и сопредседатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев договорились создать саморегулируемый орган для разрешения конфликтов поставщиков и торговых сетей. Меморандум был подписан в пятницу, 3 июля, документ есть в распоряжении у «Ведомостей». Титов, Даниленко и Ломакин-Румянцев подтвердили, что подписали меморандум.

При уполномоченном по правам предпринимателей Титове должна быть создана структура, объединяющая участников рынка, пояснил Даниленко.

«Мы создаем общественный арбитраж, который позволит участникам рынка обращаться за урегулированием конфликтов. Все стороны сказали, что это именно тот орган, решение которого они будут выполнять», – заявил Титов.

По словам Титова, создаваемый механизм может найти отражение в поправках к закону о торговле, которые будут обсуждаться в Госдуме осенью. В мае поправки, подготовленные членами Совета Федерации и депутатами во главе с Ириной Яровой, уже прошли первое чтение в Госдуме. Законодатели считают, что поддержат отечественного товаропроизводителя, если уменьшат вознаграждение за оборот и продвижение товара до 3% с нынешних 10%, сократят сроки оплаты поставок, включат логистические услуги в услуги по продвижению и др.

Как будут решать споры

Новая комиссия будет рассматривать жалобы как участников организации, так и не входящих в нее компаний, говорит Даниленко. Арбитрами будут независимые эксперты. Возможно, также будет сформирован наблюдательный совет от властных структур, но непосредственного участия в разбирательствах их представители не будут принимать, добавил он.

«Плох не сам закон о торговле, а то, что он не выполняется, поправки могут не изменить ситуацию», – опасается Титов. «Надо работать над правоприменением, например, не уменьшать сумму ретробонуса, а заставить соблюдать норму о 10%, [контролировать, чтобы сети] не заставляли платить дополнительные отчисления, заставлять платить вовремя», – рассуждает омбудсмен. Кроме того, переходить на фронт-маржу согласны не все поставщики, напоминает Титов: «По сути, это вернет отрасль в состояние, которое было до введения закона о торговле».

Система разрешения конфликтов торговых сетей, производителей и поставщиков дополнит уже имеющиеся механизмы саморегулирования – межотраслевой экспертный совет (МЭС), комиссию по применению кодекса добросовестных практик (его подписали все крупнейшие отраслевые союзы сетей, поставщиков и производителей), указывает Ломакин-Румянцев. Но если комиссия по применению кодекса выносит решение о соответствии или несоответствии поведения участника рынка кодексу, то новый механизм поможет организациям разрешать споры благодаря системе контроля и наказаний, поясняет он. Что именно это за система, все трое подписавших меморандум не уточнили.

В качестве примера Ломакин-Румянцев приводит созданную около 20 лет назад в Москве Медико-экспертную комиссию, которая, как говорит Ломакин-Румянцев, до сих пор работает эффективно. «Она работает примерно по такой же технологии, что и в создаваемом механизме для сетей и поставщиков. 80% обращений в комиссию решаются на стадии разъяснения прав участников спора, еще примерно 19% удается разрешить на стадии медиации, и до судов доходит около 1%», – приводит он данные.

У имеющейся системы саморегулирования один минус, указывает директор по развитию Руспродсоюза Дмитрий Востриков: ее нормам и правилам пока следуют не все участники рынка. По его мнению, для устранения этого минуса нужно повысить статус институтов саморегулирования. Например, в законе о торговле закрепить меры, мотивирующие участников рынка на исполнение кодекса, а сам МЭС и входящие в него союзы могут перерегистрироваться в соответствии с законом о саморегулировании, чтобы получить право применять более жесткие санкции к своим участникам за неисполнение кодекса и решений комиссии как отраслевого третейского суда. Для этого, однако, возможно, понадобится внести небольшие изменения не только в закон о торговле, но и в закон о саморегулировании, новая редакция которого сейчас предложена Минэком, отметил Востриков.

Рассмотрение конфликтов ритейлеров и поставщиков с помощью нового механизма начнется уже в сентябре 2015 г., рассчитывает Даниленко. «Уже есть конкретные регламенты, будем ждать обращений от участников рынка. При этом первое обращение может быть не от поставщика, а от сети», – отмечает Титов.