Иванов привык к худшему

В целом индекс ожиданий относительно личного благосостояния на ближайшие 12 месяцев вырос скромнее, чем ожидания относительно благосостояния страны/ А. Махонин/ Ведомости

Потребительскую уверенность во многом поддержало майское укрепление рубля, следует из исследования. Половина респондентов сочли, что это способствовало снижению цен, а 10% сказали, что благодаря более сильному рублю стали покупать больше продуктов питания, еще 9% – что прекратили запасать продовольствие. Доля тех, кто экономит на продуктах (например, стремится отказаться от импульсивных покупок или стал покупать более дешевые продукты), сократилась впервые за прошедший год, правда, незначительно – с 66% в I квартале до 63% за прошедшие три месяца. Майский мониторинг Минэкономразвития также указывал на некоторое улучшение спроса: спад в розничной торговле в годовом выражении по-прежнему существенный (-9,2%), но помесячно с очисткой от сезонности составил лишь 0,3% после 1,3% в апреле. Спад будет замедляться по мере укрепления рубля, объяснял Владимир Тихомиров из ФГ БКС. Но до конца года потребление из минуса не выйдет, считает он.

За последние три месяца потребительская уверенность россиян существенно окрепла, показал «индекс Иванова», который ежеквартально составляет «Сбербанк CIB». Индекс составил минус 14% после -22% в I квартале этого года и -24% в последние три месяца прошлого года. Год назад «индекс Иванова» был минус 6%.

«Индекс Иванова» составляется на основе опросов 2300 человек из 164 городов с населением не менее 100 000 человек. Респонденты описывают свои потребительские привычки, оценивают свое личное благосостояние за прошедшие месяцы и в будущем, а также благосостояние страны.

Именно оценка респондентами перспектив благосостояния страны внесла основной вклад в укрепление общего индекса потребительской уверенности, пишут авторы обзора. Индекс ожиданий относительно благосостояния страны на год вперед вырос с -7% в I квартале до 5% по итогам последних трех месяцев. Доля респондентов, которые оценивают российскую экономику как нестабильную или опасно нестабильную, сократилась с 86% в январе – марте до 77% во II квартале. В конце 2014 г. таких было рекордные 90%, а год назад экономическую нестабильность отмечали 70% респондентов.

Пока экономический спад усиливается: после сокращения на 2,2% по итогам I квартала падение ВВП, по оценке Минэкономразвития, в мае ускорилось до 4,9% в годовом выражении. По итогам II квартала спад может составить 3,5–4%, ожидает министр экономического развития Алексей Улюкаев. Промышленное производство в мае ушло в пике: спад составил рекордные за посткризисный период 5,5%, обрабатывающие отрасли сократили выпуск на 8,3%. Но со второго полугодия чиновники ожидают улучшения: по итогам года спад ВВП составит 2,8%, а по итогам 2016 г. экономика вырастет на 2,3%.

Укрепившаяся вера респондентов в рост благосостояния страны – скорее свидетельство успокоения после первой волны паники, объясняют аналитики «Сбербанк CIB»: наиболее пессимистичные сценарии не реализовались, ухудшений по сравнению с I кварталом потребители не увидели.

В целом индекс ожиданий относительно личного благосостояния на ближайшие 12 месяцев вырос скромнее, чем ожидания относительно благосостояния страны: с минус 1% в первые три месяца года до 5% по итогам II квартала (год назад он составлял 10%).

Такой же противоречивый оптимизм населения фиксировали и эксперты РАНХиГС в июньском выпуске оперативного мониторинга. Доля негативных оценок общеэкономической ситуации последовательно снижалась (с 78% в феврале до 65% в апреле и 57% в мае), а доля заявивших о том, что кризис уже затронул их лично, так же последовательно росла (66% в феврале, 70% в апреле и 73% в мае). Общий более позитивный настрой не подкрепляется оценкой фактических текущих экономических тенденций, констатируют эксперты РАНХиГС.