Пекин не паникует
Китайский фондовый рынок рухнул в пятницу, подойдя к границе, за которой начинается «медвежий рынок». Длившееся более года ралли, одним из основных двигателей которого были заемные средства частных инвесторов, вероятно, закончилось, полагают некоторые аналитики: ситуация на рынке стала слишком напоминать пузырь, а власти Китая хотят охладить пыл неопытных инвесторов.
Индекс Shanghai Composite упал в пятницу на 7,4%. С пика, достигнутого 12 июня, он снизился уже на 19%, в результате чего капитализация компаний, торгующихся на Шанхайской фондовой бирже, сократилась на $1,25 трлн. Традиционно считается, что «медвежий рынок» начинается после падения на 20%, индекс Шэньчжэньской биржи уже достиг этого рубежа в результате падения в последний день недели на 7,9%. ChiNext Price Index, в который входят инновационные и молодые компании (был запущен в 2010 г.), обвалился на 27% с рекордного уровня 3 июня.
«Сегодня была просто кровавая баня», – приводит The Wall Street Journal слова Ли Ю, 49-летнего бизнесмена из Шанхая, который в этом году вложил на фондовом рынке более 1 млн юаней ($161 000). «Многие инвесторы, особенно долгосрочные стратегические, ждали эту коррекцию, – цитирует Financial Times Чи Ло, экономиста по Китаю из BNP Paribas Investment Partners. – Не думаю, что Пекин будет паниковать <...> Пекин тревожит быстрый рост рынка. Он был слишком стремительным».
В 2014 г. Shanghai Composite вырос на 51,9%, а с начала года по 12 июня – на 59,7%. На рынке Китая надулся пузырь – так ответили 70% управляющих глобальными фондами в ходе последнего опроса Bank of America Merrill Lynch. Не только потому, что экономика страны замедляется год от года, но и потому, что рост котировок обеспечивают в основном частные инвесторы (90% сделок на биржах, по данным Barron’s, проводят именно они), причем многие играют на заемные средства. По информации Шанхайской и Шэньчжэньской фондовых бирж, маржинальный долг 19 июня достиг рекордных $419 млрд; в прошедший четверг он составлял $351 млрд, хотя год назад был всего $65 млрд.
По оценке Macquarie Group, маржинальный долг равен 8,5% стоимости торгуемых китайских акций, что вдвое больше, чем было на Тайване в конце 1990-х гг. перед крахом рынка.
На прошлой неделе, по словам топ-менеджеров китайских банков, Народный банк Китая вывел из банковской системы около 300 млрд юаней ($48,3 млрд), отмечает WSJ, это способствовало охлаждению рынка – уже на той неделе Shanghai Composite рухнул на 13,3%, она стала худшей с 2008 г. «Сегодня массовая паника, некоторые из моих друзей получили маржин-коллы и были вынуждены продать акции с большими убытками», – сказал в пятницу инвестор из Шанхая Юнфэнь Ву.
Быстрый рост рынка частично объяснялся надеждами частников на то, что власти будут поддерживать его, чтобы помочь гражданам улучшить свое финансовое положение в свете замедления экономического роста. ЦБ с ноября трижды снизил процентные ставки, чем подогрел рост маржинального кредитования и котировок.
«Падение объясняется тем, что рынок сам себя корректирует, – заявил в пятницу Чжан Сяоцзюн, представитель китайской Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг. – Рынок вырос слишком быстро». Однако фундаментальные факторы, обеспечивающие его подъем, сохраняются, включая «дивиденды» от политики рыночных реформ и вложения средств в активы домохозяйствами, добавил Чжан.
Нынешнее падение еще не дает оснований покупать акции, говорится в пятничном отчете Morgan Stanley, пик цикла для китайского рынка, по всей вероятности, пройден.-