Fiat Chrysler хочет слияния с GM

Гендиректор Fiat Chrysler Серджио Маркионне
Гендиректор Fiat Chrysler Серджио Маркионне / Станислав Красильников / ТАСС

Гендиректор Fiat Chrysler Серджио Маркионне попросил хедж-фонды подтолкнуть General Motors (GM) к слиянию с его компанией, говорят знакомые с ситуацией люди.

Маркионне уже давно призывает к консолидации в автомобильной отрасли ради сокращения издержек, несмотря на то что сейчас возглавляемый им концерн прибыльный.

Однако норма прибыли у Fiat Chrysler значительно ниже, чем у конкурентов, поэтому концерн не является привлекательным партнером для слияний. Так, его операционная маржа в Северной Америке в I квартале составила 3,7% – вдвое меньше, чем у GM. Кроме того, GM уже разработала новую глобальную архитектуру, позволяющую ей сократить расходы на дублирующие производства. Компания рассчитывает стать лидером отрасли по рентабельности капитала. Генеральный директор GM Мэри Барра неоднократно заявляла, что руководство компании не намерено отвлекаться от достижения этой цели.

В Fiat Chrysler от комментариев отказались.

У GM уже есть неприятный опыт ведения дел с Маркионне. В 2005 г. ей пришлось заплатить $2 млрд, чтобы избавиться от обязательства приобрести проблемный автомобильный бизнес Fiat. В результате компании отказались и от пятилетнего сотрудничества по совместному производству двигателей и трансмиссий. Позже GM отвергала и другие предложения Fiat Chrysler о сотрудничестве, в том числе о слиянии, которое Барра получила в этом году.

Но GM находится под давлением инвесторов. В этом году группа хедж-фондов во главе с Гарри Уилсоном требовала от концерна потратить $8 млрд на выкуп акций. Чтобы избежать дальнейших споров по поводу их представительства в совете директоров, Барра согласилась выкупить акции на $5 млрд. Успех инвесторов заставил Маркионне задуматься о более агрессивном подходе к GM. По словам знакомого с ситуацией человека, кто-то из инвесторов способен заставить GM сесть за стол переговоров, учитывая готовность Барры сотрудничать с ними.

В прошлом GM уже могла объединиться с другими автопроизводителями. В 2006 г. гендиректор Renault и Nissan Карлос Гон вместе с миллиардером Кирком Керкоряном предлагали GM присоединиться к альянсу. В то время у Керкоряна была значительная доля в концерне и он настаивал на изменениях в его бизнесе. Но, изучив идею, в GM решили не рисковать. В 2008 г. GM и Chrysler, тогда еще не принадлежавшей Fiat, грозило банкротство. Поэтому руководители обеих компаний думали о создании альянса, но в итоге отказались от этой идеи.

Тем не менее Маркионне прогнозирует, что в ближайшие годы будет три крупнейших автопроизводителя, выпускающих по 15 млн автомобилей в год. GM выпускает около 10 млн автомобилей в год и является третьим по величине концерном, уступая Toyota и Volkswagen. Fiat Chrysler занимает седьмую позицию с 4,7 млн автомобилей.