Электронный «Байкал»
Компания «Байкал электроникс», на 75% подконтрольная сборщику суперкомпьютеров «Т-плат-формы», сообщила о выпуске инженерного образца процессора «Байкал-Т1» тактовой частотой 1,2 ГГц по технологическому процессу 28 нм. Использовать процессор можно в телекоммуникационных устройствах и промышленной автоматике: компания рассчитывает видеть свои чипы в маршрутизаторах доступа к широкополосным интернет-сетям, точках WiFi-доступа, принтерах, системах программного управления станками и автоматизированных системах управления. Ежегодно «Байкал электроникс» надеется продавать сотни тысяч процессоров в год. Первые 100 000 планируется продать к концу 2015 г., уточнил ее представитель Андрей Малафеев.
Продвигать разработку обещают и «Т-платформы»: они создают совместное предприятие со «Станкопромом» («дочкой» госкорпорации «Ростех») для разработки систем числового программного управления на базе «Байкал-Т1».
Инвестировал в проект «Т-плат-форм» также миноритарный совладелец «Байкал электроникс» – «Т-нано» (структура государственной «Роснано»; по данным «СПАРК-Интерфакса», владеет 25%). Использовались и бюджетные средства, выделенные Минпромторгу по ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 гг.». Ни размер, ни структуру инвестиций «Байкал электроникс» не раскрывает.
Для разработки чипа с размером транзистора в 28 нм требуется минимум $30 млн, а если проект сложный, то и все $100 млн, говорит Ярослав Петричкович, президент группы компаний «Элвис», недавно разработавшей процессор с размером транзистора в 40 нм. Директор по стратегическому маркетингу GS Group (выпускает оборудование для цифрового ТВ) Андрей Безруков оценивает стоимость разработки чипа «Байкал-Т1» в $6,5 млн, основываясь на опыте разработки чипов с топологией 45 нм.
«Байкал-Т1» разработан в России, но производится на тайваньском заводе TSMC – одном из крупнейших мировых производителей микроэлектронных компонентов, говорит Малафеев. Нужные IP-блоки «Байкал электроникс» лицензировала – купила право на их использование у английской Imagination Technologies. Лицензировано ядро процессора семейства Warrior, уточняет Малафеев. Сама «Байкал электроникс» объединила IP-блоки, рассчитала, как чип будет реализован в кремнии, и написала прикладной софт. Одна разработка без учета производства могла обойтись компании примерно в $20 млн, оценивает один из участников рынка микроэлектроники.
IP-блоки – готовые элементы для проектирования микросхем, они обрабатывают поступающие данные и передают их на внешние устройства, объясняет представитель зеленоградского завода «Микрон» Алексей Дианов. В российском процессоре «Эльбрус» с топологией 90 нм, выпущенном «Микроном», все IP-блоки разработаны в России, утверждают Дианов и директор по маркетингу МЦСТ (разработчик «Эльбруса») Константин Трушкин. Все ведущие мировые разработчики лицензируют IP-блоки, но затем дорабатывают их для своих продуктов, о чем в случае с «Байкалом» речи не идет, замечает сотрудник одной из организаций, финансировавших разработку процессора.
По словам Трушкина, российские производители электроники сейчас заведомо проигрывают конкурентам из Юго-Восточной Азии по цене конечного изделия. Правда, добавленная стоимость и рабочие места остаются в России, а проектирование процессора – трудозатратный процесс, добавляет он.
Чтобы конкурировать на мировом рынке, нужно добавлять в продукт свои ноу-хау, говорит Петричкович. Лицензировать чужие ядра нужно, но для международного успеха этого недостаточно, уверен он, а делать чипы в 28 нм только для российского рынка невыгодно: такой проект окупится только в миллионной серии.