Неравная угроза
Благосостояние 40% наименее обеспеченных людей во многих странах в последние десятилетия почти не увеличилось, а у некоторых реальные доходы и вовсе снизились. «Когда столь большая группа населения получает столь мало от экономического роста, общественное устройство деградирует, а доверие к институтам ослабевает», – говорится в докладе ОЭСР.
С 1980-х гг. неравенство в странах – членах ОЭСР стабильно росло. Тогда доходы 10% наиболее состоятельных людей были в среднем в 7 раз выше, чем у 10% наименее обеспеченных. В 2013 г. – уже в 9,6 раза. Причем США в 2007–2014 гг. (показатель вырос с 15,1 до 18,8) уступали по уровню неравенства только Мексике. Среди ведущих развитых стран относительно небольшой разрыв в Швеции (5,8) и Германии (6,6, см. график).
Одной из главных причин этого тренда ОЭСР назвала ситуацию на рынке труда, поскольку почти треть людей в развитых странах теперь работают не по найму, неполный рабочий день или на временной работе. Из-за этого резко сократилась доля людей, чьи доходы и профессиональные навыки относятся к среднему диапазону. При этом с середины 1990-х гг. более половины новых рабочих мест относятся именно к категории, как ее называют в ОЭСР, «нестандартной» занятости. У этих людей ниже заработки и гарантии занятости, у них меньше возможностей повышать свою квалификацию. Также ОЭСР отмечает влияние технологического прогресса и глобализации на рост неравенства, так как люди все меньше нужны для выполнения рутинной, но требующей высокой квалификации работы.
Финансовое расслоение может не только привести к неблагоприятным социальным последствиям, но и негативно отразиться на экономическом росте, отмечает организация. Доказательства этому она регулярно находит с тех пор, как опубликовала первый доклад о неравенстве семь лет назад. По ее оценкам, кумулятивный темп роста экономики в 1990–2010 гг. мог бы быть на 4,7 процентных пункта выше, если бы не увеличение неравенства в 1985–2005 гг. Оно достигло самого высокого уровня с тех пор, как ведутся наблюдения, подчеркнул генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа.
Чтобы сократить неравенство, ОЭСР, например, рекомендует устранить препятствия, мешающие работать матерям, и сделать образование для детей из наименее обеспеченных семей более доступным. Но приоритетом должно быть создание большего числа рабочих мест, открывающих возможности для инвестиций и карьерного роста. Также специалисты организации уверены, что сокращение разницы в доходах мужчин и женщин позволит относительно легко уменьшить неравенство. «Это похоже на фрукт, висящий ниже всех. Если женщинам станет легче работать и разницы в их доходах с мужчинами не будет, неравенство сократится, а ситуация с экономическим ростом улучшится», – говорит Марк Пирсон, заместитель директора ОЭСР по занятости, труду и социальным вопросам.
При этом, указывает он, неправильно надеяться на то, что выравнивание возможностей (например, обеспечение равного доступа к высшему образованию) поможет сократить равенство в доходах. Данные свидетельствуют, что достичь первого, не улучшив ситуации со вторым, не получится, настаивает Пирсон.
Более сложный, но и эффективный путь – повышение налогов для наиболее состоятельных, указывают эксперты ОЭСР. Этот шаг, цель которого – финансово поддержать наименее обеспеченных, «не обязательно должен нанести ущерб экономическому росту», перераспределение налоговой выручки – мощный инструмент в борьбе с неравенством. Но специалисты ОЭСР признают, что эффективность фискальных мер ограничена: «Наиболее рациональная политика должна устранять причины неравенства, а не бороться с ним на поздней стадии».
WSJ, 21.05.2015, Алексей Невельский