Китайские инвесторы не спешат входить в российские активы
Санкции и низкая цена на нефть их останавливают несмотря на готовность России давать им контрольные долиТак, замедлились переговоры между «Роснефтью» и китайской CNPC о продаже 10% в Ванкорском месторождении: компании не могут согласовать цену, пишет газета со ссылкой на источники, знакомые с ходом переговоров. Процесс также осложняют санкции, которые не позволяют привлечь долгосрочное финансирование на проект, отмечает издание. «Роснефть» и CNPC с конца 2013 г. вели переговоры о совместной разработке Среднеботуобинского месторождения, но сделка сорвалась также из-за того, что партнеры не договорились о цене. Представитель «Роснефти» на запрос не ответил.
Очевидно, что низкие цены на нефть и санкции не удовлетворяют китайских партнеров, возможно, они рассчитывали на скорое снятие санкций, открытие западных рынков, полагает аналитик БКС Кирилл Таченников. Вряд ли Россия рассчитывала получить в лице Китая сговорчивого и комфортного партнера, но в текущей ситуации нет другого выбора, добавляет он. Это крупный рынок сбыта, географически удачно расположенный, это единственный альтернативный западному источник финансирования, единственный технологический партнер, говорит Таченников. По его мнению, Китай действительно очень заинтересован войти в российские проекты, но спешить с закрытием сделки не будет, будет ждать подходящей цены.
Президент России Владимир Путин на этой неделе проведет двусторонний саммит со своим китайским коллегой Си Цзиньпином и вопросы привлечения китайского финансирования на энергетические проекты будут в фокусе этой встречи, полагает британская Financial Times (FT). Но китайские компании, несмотря на заявления об инвестировании в российские проекты, пока не спешат закрывать эти сделки, отмечает издание.
После снижения цен на нефть китайские инвесторы смотрят на менее рискованные регионы, Россия для них теперь «головная боль», цитирует FT консультанта, который помогал китайским энергокомпаниям c несколькими сделками в России.
Может отложиться и подписание контракта «Газпрома» с CNPC на поставку газа по трубопроводу «Алтай», который стороны планировали заключить во время визита Цзиньпина. Близкий к «Газпрому» источник сказал, что придется подождать несколько месяцев.
Цена Ванкора
Аналитики Morgan Stanley оценивали проект разработки Ванкорского кластера (включает в себя несколько месторождений в Восточной Сибири) в $11,6–14 млрд. То есть 10% могут стоить $1,2–1,4 млрд. «Роснефть» также ведет переговоры о продаже 10% в проекте индийской ONGC.
В конце прошлого года сорвалась сделка «Лукойла» и Sinopec по продаже доли в нескольких казахстанских месторождениях за $1,2 млрд, «Лукойл» даже намеревался взыскать убытки в лондонском арбитраже, но власти России и Китая рекомендовали обеим сторонам решить конфликт вне суда. Компании уже начали консультации, говорил президент «Лукойла» Вагит Алекперов.
Еще одна сделка – по привлечению финансирования от китайских банков на проект «Новатэка» «Ямал СПГ» – также задерживается. В середине апреля предправления компании Леонид Михельсон говорил, что получить китайские деньги на проект планируется к середине года, а до этого «Новатэк» намерен заключить сделку по продаже 9% «Ямал СПГ», покупателя он не называл. FT со ссылкой на вице-премьера Аркадия Дворковича написала, что CNPC рассматривает возможность увеличить свою долю в проекте. Китайская госкомпания уже владеет 20% в проекте, еще столько же принадлежит Total, остальное у «Новатэка». Дворкович две недели назад после переговоров со своим китайским коллегой Чжаном Гаоли также утверждал, что вопрос с финансированием будет решен в ближайшие месяцы.
Однако финдиректор Total Патрик де Шевардье в ходе телеконференции на прошлой неделе сдвинул максимальный срок привлечения финансирования на конец года. Он отмечал, что китайские банки подписали с «Ямал СПГ» рамочное соглашение по предоставлению финансирования в $13,5 млрд, ведутся переговоры с европейскими и азиатскими экспортно-кредитными агентствами, которые также письменно подтвердили свой интерес.
При этом FT, ссылаясь на Дворковича, пишет, что Москва готова предлагать китайским инвесторам контрольные доли в проектах. Хотя в конце февраля он отмечал, что заявок от китайских партнеров на покупку контрольных долей пока не было. Также Россия пока не готова давать контроль китайцам в шельфовых проектах.