Китай теряет фору
Трудовые ресурсы в Китае вскоре начнут сокращаться: поток мигрантов из сельской местности, который способствовал промышленному подъему страны, почти прекратился. Страна лишается преимуществ, способствовавших ее стремительному развитию, предупреждают ведущие экономисты. Это приведет к снижению темпов экономического роста Китая, сокращению инвестиций и потере экспортной конкурентоспособности страны. Чтобы найти новые источники роста, китайским властям крайне необходимо провести амбициозные экономические реформы.
В течение 30 лет головокружительный экономический рост Китая был основан на беспрецедентной миграции людей из неэффективного сельскохозяйственного сектора в промышленную и строительную отрасли. Сейчас же ряд специалистов, в том числе из Всемирного банка, пришли к выводу, что страна достигла так называемой точки Льюиса, когда нескончаемый прежде переток мигрантов из сельской местности в города иссякает и оплата труда начинает быстро расти. Этот феномен назван в честь экономиста и нобелевского лауреата Артура Льюиса, который в 1950-е гг. утверждал, что промышленный сектор развивающихся стран может долгие годы расти без инфляции зарплат благодаря избытку мигрантов из сельской местности.
«Сейчас мы подошли к так называемой точке Льюиса. Я делал этот прогноз еще в 2006 г., и сейчас нет необходимости его менять, – утверждает Ха Цзимин из гонконгского подразделения Goldman Sachs, бывший главный экономист инвестбанка China International Capital Corp. – Доля трудоспособного населения Китая в этом году достигнет пика и составит 72%, а затем начнет быстро сокращаться. Даже намного быстрее, чем в 1990-е гг. в Японии».
Рост экономики Китая может замедлиться с 9,8% в 1995–2009 гг. до 7,2% в 2011–2015 гг., а в 2016–2020 гг. – до 6,1%, считает Цай Фан, вице-президент Академии общественных наук Китая, которая консультирует правительство страны. И одна из основных причин – сокращение рабочей силы. С тех пор как Дэн Сяопин в 1978 г. начал рыночные реформы, в города переехали 278 млн рабочих из сел. Но сейчас этот процесс, который привел к повышению производительности труда, почти завершен. «В 2005–2010 гг. число рабочих-мигрантов увеличилось на 4%, в 2014 г. – только на 1,3%. В этом году оно может сократиться», – считает Цай.
Второй неблагоприятный тренд – старение населения и последствия политики «одна семья – один ребенок», которая начала приводить к сокращению числа молодых рабочих. Как и в развитых странах, включая Германию и Японию, в Китае увеличивается доля пожилого населения. По словам директора Национального статистического бюро Китая Ма Цзяньтана, численность китайцев в возрасте от 15 до 60 лет достигла пика в 2011 г.
Экономисты спорят по поводу точной даты, когда китайская экономика достигла точки Льюиса, поскольку опираются на противоречивые данные и разные теоретические модели. Условия на региональных рынках различаются, поэтому правильнее говорить о переходном периоде, а не о конкретной точке, отмечают некоторые из экспертов. Но в самом факте сомнений нет. «Можно дать 100%-ную гарантию, что точка Льюиса пройдена», – утверждает экономист Австралийского национального университета Росс Гарно.
Теперь перед Китаем стоит более сложная задача – повышать производительность труда городского населения с помощью более эффективного распределения капитала, менеджмента и развития технологий.
FT, 5.05.2015, Алексей Невельский