Военное положение на рынке

"Метинвест", крупнейший на Украине производитель железорудного сырья и стали, хочет реструктурировать облигации на $500 млн (на фото – цех входящего в группу комбината "Запорожсталь")
"Метинвест", крупнейший на Украине производитель железорудного сырья и стали, хочет реструктурировать облигации на $500 млн (на фото – цех входящего в группу комбината "Запорожсталь") / V.Mundy / Bloomberg

Военный конфликт на востоке Украины и крайне тяжелое состояние украинской экономики поколебали уверенность инвесторов в платежеспособности местных банков и компаний. Некоторые из крупнейших украинских корпораций испытывают проблемы с обслуживанием долговых обязательств.

Правительству удалось получить финансовую помощь МВФ, и оно начинает переговоры с кредиторами о реструктуризации долга; корпоративный же сектор полностью отрезан от международных рынков капитала. Облигации некоторых крупнейших украинских компаний торгуются по ценам ниже 50% от номинала.

Огромное влияние оказали макроэкономическая ситуация и военный конфликт, говорит Федор Багненко, трейдер украинского инвестбанка Dragon Capital: «Все эмитенты, за очень редкими исключениями, пытаются что-то сделать со своими обязательствами».

Несколько ведущих промышленных компаний начали обсуждать реструктуризацию долга с кредиторами. Среди них крупнейший в стране производитель железной руды Ferrexpo и производитель стали «Метинвест» (занимает половину местного рынка), каждый ведет переговоры об облигациях на $500 млн. А крупнейшая частная энергетическая компания ДТЭК пытается реструктурировать долг на $200 млн, после того как многие ее активы, находящиеся в зоне конфликта на востоке Украины, были повреждены или уничтожены в ходе боевых действий. Эта компания принадлежит богатейшему человеку Украины Ринату Ахметову, чье состояние за последний год, по оценке Forbes, сократилось на $5,8 млрд.

«Два года назад облигациями торговали, оценивая балансы [компаний], – отмечает Багненко. – Но когда ситуация стала реально ухудшаться, все на рынке стали аналитиками по геополитике».

Несколько украинских организаций в прошлом году обанкротились, включая агрохолдинг «Мрия» и «VAB банк». За этим последуют и другие дефолты, если общая ситуация не улучшится, полагают специалисты рейтингового агентства Moody’s. За последние полгода курс гривны снизился почти вдвое. По данным Bloomberg, на начало октября 2014 г. он был 12,95 гривны за доллар, а 7 апреля составлял 23,5 гривны. Из-за этого компаниям стало сложнее обслуживать долларовые обязательства. Одни из крупнейших держателей украинских корпоративных фондов – британская Ashmore и американская Franklin Templeton.

В то же время из-за ужесточения Киевом валютного контроля в начале марта, оттока капитала и слабости банков корпоративный сектор Украины столкнулся с дефицитом ликвидности. «В банковской системе кредитный кризис, отток вкладов, и без того низкий спрос сократился еще больше; экономика развивалась плохо еще до того, как начался нынешний кризис», – говорит аналитик Jefferies Ричард Сигал.

Обстановка, в которой работают компании, за последний год стала чрезвычайно тяжелой, утверждает аналитик Invesco Джейсон Трухильо. По его мнению, одна из главных проблем в различных секторах – требование предоплаты иностранными поставщиками ключевых ресурсов, например удобрений, хотя раньше у украинских компаний было 60 дней на оплату.

«Со временем рынок научится жить рядом с замороженным конфликтом, но пока есть риск его обострения, стабильным он не будет», – считает Багненко.

FT, 7.04.2015, Алексей Невельский