Режиссерский дебют Рассела Кроу выходит в прокат
Историческая драма «Искатель воды» сделана в старомодной манере, но с сегодняшними моральными акцентамиУ каждой страны своя главная битва, и для Австралии это бойня при Галлиполи в 1915 г. На другом конце света, в Турции, о существовании которой не всякий австралиец тогда знал.
Зачем им была чужая война? Про этот вопрос в 1981 г. Питер Уир снял «Галлиполи» с молодым Мелом Гибсоном, герой которого не хотел воевать за метрополию, но отправлялся на фронт за компанию с рвавшимся туда другом. Пересматривая этот фильм сегодня, невольно отмечаешь рифмы, которые, видимо, не отменимы никаким опытом массовых трагедий. В ответ на заявление Гибсона, что он не очень-то стремится умереть за британскую корону, какая-то экзальтированная дама восклицала: «И вы говорите это в то время, когда немцы распинают котят на дверях церквей в Бельгии!» (фраза, которую хочется немедленно перепостить в фейсбуке). Фильм Питера Уира был отчетливо антивоенным, в нем бессмысленно умирали вдали от родины ради непонятных идеалов. Рассел Кроу, вспоминая Галлиполи, говорит о другом – о примирении и прощении.
Похожее кино о том же времени и почти том же месте недавно сделал турок Фатих Акин. И фильм Кроу даже успел догнать его в нашем прокате. В акиновском «Шраме» геноцид армян в Турции 1915 г. стал отправной точкой для путешествия отца, разыскивающего по всему миру уцелевших в трагедии дочерей. Герой «Искателя воды», австралийский фермер, приезжает в Турцию через четыре года после битвы, в которой погибли трое его сыновей, чтобы найти могилы и вернуть прах на родину. Сомнений в гибели юных австралийцев нет ни у кого, выжить в тот день под огнем турецких пулеметов было невозможно. Но «Искатель воды», как и «Шрам», не исключает возможности чуда.
Все свое
В фильме «Искатель воды» снялись лошадь, принадлежащая Расселу Кроу, и его собака. Последней даже пришлось для этого похудеть, но чего не сделаешь ради хозяина.
Дебютируя в режиссуре, Рассел Кроу оставил главную роль себе по соображениям, надо думать, маркетинговым: других звезд такой величины у него нет. По каким причинам на главную женскую роль выбрана Ольга Куриленко, понять сложнее – на турчанку она не похожа. Зато типажно напоминает Марион Котийар, с которой Кроу снимался в «Хорошем годе» Ридли Скотта – фильме о том, как американский трейдер полюбил Прованс с его сельским уютом, винодельнями и очаровательной официанткой местного кафе. Куриленко играет примерно то же самое, только в драматическом изводе. И на фоне большой истории, у Кроу смахивающей на стилизованную под ретро открытку. Прелестная героиня – хозяйка маленького стамбульского отеля. Ее муж погиб в той же битве при Галлиполи, а его брат теперь хочет сделать вдову своей второй женой, очевидно, из корыстных побуждений – уже по прищуру и льстивой манере понятно, что он коварный тип. Но тут появляется большой и грустный Рассел Кроу, заводит дружбу со смышленым вдовьим сынишкой, и зрителю не нужно обладать феноменальной интуицией, чтобы догадаться, где случится главное прощение и возникнет новая надежда.
Но у фильма Рассела Кроу, как пишет благосклонный к звездному дебютанту Hollywood Reporter, большое сердце. И одной Куриленко для обнуления взаимных счетов ему, конечно, недостаточно. Нужно примирение не с женой врага, но с самим врагом, тем, кто отдавал пулеметчикам приказ «Огонь!».
Британские военные бюрократы мешают герою Кроу в поисках, а помогает ему турецкий полковник (Йильмаз Эрдоган), состоящий в подпольной организации радикальных националистов – по фильму, истинных турецких героев-патриотов. Мысль о том, что примирение и прощение возможно на основе общих представлений о чести и долге, Кроу-режиссер развивает в действие. То есть отправляет своего героя в компании турецкого полковника в опасное путешествие со стрельбой, драками и погонями (греки, появляющиеся в фильме в этот момент, показаны карикатурными злодеями с косматыми бородами и в черных банданах). Зритель ведь должен немного взбодриться перед неизбежным возвращением в мелодраму, к столику стамбульского отеля и кофе с предсказанием хеппи-энда.
Гадание на кофейной гуще – важный, но не единственный источник информации в этом фильме, не чуждом скромного мистицизма. Кружатся дервиши в экстатическом танце. Всякого рода озарения сопровождают героя Кроу, сердцем чующего главное: где в пустыне вода, где на поле смерти лежат останки сыновей.
И чего хочет женщина.
В прокате со 2 апреля