Coalco привлекла партнера
На этой неделе собрание акционеров компании Coalco приняло решение об отставке практически всего руководства компании, рассказали «Ведомостям» близкий к ней человек и человек, близкий к MR Group. Гендиректором Coalco вместо Дениса Басса, в прошлом зампреда киевской горадминистрации, назначена Ольга Дмитриева, которая работает в структурах Анисимова почти 15 лет.
Часть оперативных функций в компании может взять на себя MR Group, сообщили несколько людей, близких к обеим компаниям. Фактически развивать проекты Coalco будут менеджеры MR Group, а стратегической деятельностью будут заниматься люди Анисимова, объясняет один из собеседников «Ведомостей». Запрос в приемную Coalco остался без ответа. Представитель MR Group подтвердил, что компания взяла на fee-девелопмент проекты Coalco – 1 млн кв. м в Москве и Подмосковье.
Переговоры о fee-девелопменте с владельцем MR Group Романом Тимохиным длятся больше года, обсуждалось, что он может войти в совет директоров в качестве независимого директора, говорит один из близких к Coalco людей. Планируется, что MR Group будет развивать все проекты Coalco в Москве – на месте Стадиона юных пионеров, хлебозавода им. Зотова, апартаменты в Рязанском переулке. Переговоры идут, но никаких документов еще не подписано, сказал представитель MR Group.
Как правило, fee-девелопер зарабатывает на проекте около 7% его бюджета. Вряд ли на проектах Анисимова MR Group заработает большие деньги, но это хороший опыт, говорит человек, близкий к MR Group. На месте стадиона Coalco построит многофункциональный комплекс Royal Plaza площадью 274 000 кв. м. На месте хлебозавода запланирована гостиница на 150 000 кв. м, апартаменты в Рязанском переулке – около 20 000 кв. м.
Старший вице-президент Knight Frank Андрей Закревский оценивает инвестиции в многофункциональный комплекс в $530 млн, в хлебозавод – в $370 млн, в апартаменты – $40 млн. Все проекты Coalco расположены в зонах плотной городской застройки, получить разрешительную документацию будет непросто, предупреждает он.
Что такое fee-девелопмент
Fee-девелопмент – строительный бизнес, в котором девелопер не является собственником возводимого сооружения, не инвестирует деньги и не управляет построенным. На Западе fee-девелоперские компании занимают значительную долю рынка, позволяя эффективно разделить функции собственника здания – им является чаще всего инвестор – и строительного агента.
MR Group строит жилую и коммерческую недвижимость, в ее портфеле 20 объектов общей площадью 4,7 млн кв. м в Москве, Московской области и Сочи, сказано на ее сайте. В стадии реализации – многофункциональные комплексы «Водный», «Фили град», «Савеловский сити» и др.
Подобное сотрудничество не первый опыт для Coalco. По той же схеме, что и с MR Group, Анисимов строил бизнес-центр «Белая площадь» – fee-девелопером выступала американская AIG Lincoln, говорит человек, близкий к Coalco. В другие проекты привлекались соинвесторы: «СУ-155» и ЛСР – в Большое Домодедово, ЛСР выступает партнером еще и в проекте на Шаболовке.
В кризис тема fee-девелопмента будет востребована, считает гендиректор «Метриум групп» Мария Литинецкая.
Косвенно это мнение подтвердил владелец «Баркли» Леонид Казинец, который на выставке MIPIM заявлял, что готов сделать «Баркли» компанией профессионального девелоперского сервиса. «Баркли» уже заключила шесть контрактов на девелопмент 600 000 кв. м – она возьмет на себя функции проектирования, строительства, генподряда и продаж. Одна из причин, по которой «Баркли» решила изменить стратегию развития, – переоцененный земельный банк в Московском регионе. «Рынок будет структурироваться, останутся инвестиционные фонды и владельцы случайных участков земли, а работать на участках будут профессиональные девелоперские компании», – прогнозирует Казинец.
Рынок девелопмента стал более профессиональным: в кризис особенно важны стали качество продукта, скорость согласований, организация строительства и финансирования, говорит Литинецкая, fee-девелопмент – возможность для лендлордов избежать типичных для непрофильных игроков ошибок.