Культовые светильники и комоды от непрофессионального кутюрье
Бывший верстальщик издательского дома стал мебельным дизайнером и теперь «обставляет» модные паркиСреди клиентов Fineobjects побывали издательский дом Sanoma Independent Media (офис редакции Cosmopolitan и переговорная), «Норильский никель», Volkswagen, многочисленные кафе, салоны красоты, детские клубы и проч. И общественные городские проекты. В мае 2012 г. участвовали в проекте «Москва велосипедная» в Парке им. Горького. В 2014 г. в саду «Эрмитаж» для рождественской ярмарки Seasons делали «Змейку», «Механический вертеп» и елку.
На фоне разговоров об импортозамещении и мрачных утверждений, что «производства в России нет», приятно заглянуть в мастерскую мебельной студии Fineobjects: производство пусть небольшое, но есть, азарт имеется и мебель выходит вполне конкурентоспособная как по дизайну, так и по качеству. А с резким ростом курса евро – еще и выгодно отличающаяся по цене от европейской аналогичного уровня.
Ручной дизайн
В небольшом цеху Fineobjects, который компания арендует на бывшем заводе «Кристалл» в Лефортове, работают шесть столяров, дизайнеры, мастера по окраске и сборке. Всего в компании на сегодняшний день задействовано 10 человек, включая руководителя и основателя марки Сергея Семенова.
Fineobjects придумывает и выпускает небольшие тиражи, а порой и единичные экземпляры дизайнерской мебели – современной, задорной, иногда чуть ироничной. А главное – отличного «ручного» качества, ведь на небольшом производстве не схалтуришь. Кругом гудят пилы, стоит завеса древесной пыли, у самого Семенова, несмотря на его руководящий пост, руки в краске. Когда в 2008 г., устав от рекламы и «глянца», в которых проработал около 15 лет графическим дизайнером, он решил переключиться на предметный дизайн, то меньше всего ожидал, что в итоге окажется в бывшем ликероводочном цехе и будет отливать бетон собственными руками.
По образованию графический дизайнер, работу мебельного дизайнера Семенов представлял себе скорее как создание образа и прототипа, который потом будет тиражироваться на производствах. Первым творческим проектом, в который он ввязался в качестве предметного дизайнера, была «Арт-ферма», необычное пространство под самой крышей павильона выставочного комплекса «Росстройэкспо» на Фрунзенской. В 2008 г. его отдали на откуп молодым художникам, с тем чтобы они создали там творческий интерьер, выставив свои образцы мебели.
Именно там родился на свет торшер Flat – изобретение Семенова, с которого началась история компании Fineobjects (сейчас это символ компании). Flat представлял собой плоский торшер из березовой фанеры с многоцветной светодиодной подсветкой за акриловым стеклом. Торшер смотрелся интересно, нравился посетителям. Так родилась идея его промышленного производства. И тут Семенов столкнулся с первой серьезной проблемой: «То, что нам предлагали подрядчики, никуда не годилось по качеству и цене. Ценообразование выглядело примерно так: торшер нам делали за 14 000 руб., а магазин DesignBoom, который единственный на тот момент предлагал дизайнерские вещи, набавлял еще около 100%. Вещь получалась дорогой – 28 000 руб., и зарабатывали на ней все, кроме нас. Мы получали ровно 1000 руб.».
Поэтому решено было отказаться от подрядчиков и делать самим: сначала Семенов пилил фанеру в одиночку. Затем нанял сотрудника, столяра-бутафора из театра, и переехал в полузаброшенное здание пивного завода, где стал совершенствовать технологию, параллельно расширяя модельный ряд. Долгое время Fineobjects делала мебель только из дерева. «Дерево – идеальный стартовый материал для тех, кто никогда не занимался производством, – считает дизайнер. – Не нужны огромные инвестиции и большие партии, как, к примеру, с пластиком. По сути, можно работать с ним даже без профессиональных инструментов, хотя темпы изготовления от этого страдают».
Когда накопилось 5–6 моделей мебели, т. е. достаточное количество, чтобы открыть собственный интернет-магазин, небольшая компания освоила торговлю напрямую. У Fineobjects пошли более-менее регулярные заказы, которые позволили ей постепенно расширять и ассортимент, и производство. А с прошлой весны у компании появился и первый полноценный шоу-рум все на той же «Росстройэкспо», в окружении типичных для этого места корнеров итальянских марок. «У нас потрясающее соседство. Многие наши будущие клиенты приезжали смотреть привычные классические диваны, обнаруживали нас и удивлялись, потому что мы резко отличаемся. И это хорошо, так как мы вызываем интерес. И если раньше был вполне ограниченный круг клиентов, в основном наши знакомые и знакомые знакомых, то теперь он существенно расширился». Компания делает различные по стилю и цене вещи: от недорогой мебели из березовой фанеры (стул Blinch – 6000 руб., кресло-качалка Tree – 12 000 руб., стол Prop – от 12 000 руб.) до более сложных вещей из массива (шкаф Mash – 64 000 руб., стол MyDream – 100 000 руб.), и клиентура у нее достаточно разнообразная и разновозрастная.
Нестандартные клиенты
Сейчас производство переехало в «Кристалл». «Мы любим, когда к нам обращаются со сложными объектами, – рассказывает владелец компании. – Нам совершенно неинтересно делать просто стеллаж, для этого есть масса других компаний, которые не придают такого значения визуальной части. Интересно, когда приносят изделие, от которого все отказались. На этом мы оттачиваем знания, опыт. Нам нравится осваивать новые технологии, которые позволяют потом и дальше расширять ассортимент». Так, в 2013 г. по заказу парка «Музеон» надо было быстро сделать 84 скамейки из гнутых ламелей. После провальной попытки отдать их на изготовление субподрядчику, загубившему массу материала, пришлось купить за 100 000 руб. автомобильный гидравлический пресс и, основательно его перестроив, освоить технологию создания изделий из гнуто-клееной древесины.
В среднем компания выпускает 10–40 предметов в месяц, объем выпуска зависит от сложности заказов. Если речь идет об отработанных моделях, как, к примеру, активно продающиеся комоды Mr. Oak (35 000 руб.) или iRead (35 000 руб.), то их могут сделать около 30 экземпляров в месяц, более сложные и трудоемкие вещи занимают больше времени.
Помимо дерева мастера Fineobjects также работают с металлом и бетоном, изучая и отшлифовывая новые технологии в процессе производства. Когда появилась идея ввести модели с бетоном, Семенов лично звонил по объявлениям «Сделаем бетонные изделия», чтобы найти мастеров, которые расскажут об особенностях технологии, пока не наткнулся на приветливых людей, готовых помочь. «Приезжайте, говорят. Все стали подробно показывать и рассказывать, поскольку не видели в нас конкурентов, – вспоминает Семенов. – Они мыслят другими партиями и занимаются фасадными панелями. Так мы освоили еще одну технологию».
Fineobjects не планирует сокращать производство, наоборот, у них полно новых планов. Из последнего – создание принципиально новых дизайнерских акустических систем в деревянных корпусах.