Никель и алюминий подешевели до уровня 2013 года
Производители верят в новый рост цен, но аналитики считают, что они стабилизируютсяВ начале 2014 г. президент Индонезии подписал закон о запрете экспорта никелевой руды и бокситов. Почти сразу это отразилось на мировых ценах на алюминий и никель. К маю 2014 г. по сравнению с концом 2013 г. никель подорожал на 47% до $20 000 за тонну, алюминий – на 11% до $2000.
Но во вторник никель и алюминий вновь подешевели до уровня конца 2013 г. За тонну никеля давали $13 550, алюминия – $1760, следует из данных LME (см. график). Таким образом, фактор индонезийского запрета на вывоз бокситов и никелевой руды был полностью нивелирован, констатирует аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. По его словам, этому способствовало перепроизводство никеля в мире, затоваривание складов (более 432 000 т никеля на складах LME и около 4 млн т алюминия), а также снижение производственной активности в Китае.
Еще в августе инвесторы прогнозировали дальнейший рост цен на никель, так как запрет на экспорт рудного сырья начал обсуждать парламент Филиппин. На Индонезию и Филиппины приходится около 20% добычи никелевой руды в мире. Но решение так и не было принято, и уже осенью 2014 г. цены на металлы начали падать. Никель дешевел под давлением перепроизводства, алюминий – из-за распродажи складских запасов на Лондонской бирже металлов (LME). Положительную роль для российских производителей алюминия и никеля сыграла и девальвация рубля.
«Еще одним фактором снижения цен стала девальвация национальных валют стран-производителей, а также укрепление доллара», – говорит аналитик RMG Андрей Третельников. В 2013 г. половина производителей никеля в мире имели себестоимость производства выше $12 000 за тонну, следует из отчета CRU Nickel Market. После девальвации нацвалют стран – производителей никеля уровень средней себестоимости мог снизиться на четверть и достичь $10 000. Это позволяет покупателям добиваться снижения цен на товар, говорит Халиков.
Только российский «Норникель» и бразильская Vale суммарно производят около 26% никеля в мире, и если учесть, что рубль к доллару с начала прошлого года подешевел на 47,46%, а рупия и канадский доллар (у Vale производство в Индии и Канаде) тоже девальвировались за этот же период, то себестоимость производства российской и бразильской компаний могла существенно снизиться, что привело к падению цен, считает Третельников.
Текущие цены на никель необоснованно занижены, значительное количество производителей убыточны, кроме того, запасы никелевой руды в КНР практически истощены, утверждает представитель «Норникеля». По его словам, поставки с Филиппин не могут компенсировать выбытие поставок из Индонезии, в текущем году ожидается значительное сокращение производства чернового ферроникеля: «Рынок должен перейти в состояние дефицита, и мы увидим снижение запасов на LME».
Так, в отчете UC Rusal (компании принадлежит 27,8% «Норникеля») говорится, что по итогам 2014 г. предложение никеля в мире всего на 5000 т превышает спрос и составляет 1,9 млн т. При этом рынок алюминия уже в дефиците, UC Rusal снизила в прошлом году производство на 256 000 т (или на 7% своего производства), китайская Chalco – на 6%, или на 194 000 т, а Alcoa – на 510 000 т, или на 3%. Таким образом, спрос по итогам года на 1,1 млн т превышает предложение, аналитики российской алюминиевой компании уверены, что ситуация с дефицитом сохранится до 2018 г., говорится в презентации для инвесторов. Предложение от производителей по-прежнему ограничено, подчеркнул директор по сбыту и маркетингу UC Rusal Стив Ходжсон.
В этом году цены на базовые металлы будут оставаться под давлением из-за влияния двух факторов: замедления темпов роста Китая (формирует спрос на 35–40% базовых металлов) и сильного доллара, считает вице-президент Moody’s Денис Перевезенцев. Небольшого снижения цен на алюминий, включая премии, в 2015 г. за счет давления экспорта из Китая в регион АТР ожидает Третельников. Он прогнозирует снижение средней цены на никель в этом году на фоне избыточного предложения и роста запасов, однако уже в следующем году будет укрепление цены из-за снижения производства в Китае.