13 кипрских парламентариев должны Bank of Cyprus 35,3 млн евро
Скандальность ситуации добавляет факт, что эти данные СМИ могли получить из ЦБЦБ Кипра потребовал от Bank of Cyprus, занимающего по активам 1-е место в стране, предоставить данные о долгах парламентариев. Оказалось, что 13 из 56 депутатов должны Bank of Cyprus 35,3 млн евро.
Информация была конфиденциальной, и ее утечка в местные СМИ вызвала национальный скандал. Утечка могла быть организована управляющим кипрского ЦБ Кристаллой Георгаджи. Она пыталась давить на коллег, запросив данные об их кредитах и неплатежах, чтобы заставить их молчать о конфликте интересов в ее семье, рассказывает бывший член совета управляющих ЦБ Стелиос Килиарис. «В прошлый понедельник с этим списком в руках она очень серьезно намекала, что законодателям не стоит в это соваться», – отмечает он (цитата по Reuters). На прошлой неделе Килиарис подал в отставку.
Президент Кипра Никос Анастасиадис начал процедуру смещения Георгаджи. Выяснилось, что ее муж оказывал юридические услуги греческому бизнесмену, судившемуся в кризис с властями Кипра из-за ликвидации второго по величине в стране банка – Laiki – в 2013 г., сообщает Reuters. Георгаджи обвинения отрицает.
Ликвидация Laiki была условием предоставления Кипру 10 млрд евро помощи ЕС. В банках был ограничен вывод депозитов, вклады свыше 100 000 евро подверглись «стрижке» и многие сгорели. «Из-за этого у банков сильно ухудшились отношения и с вкладчиками, и с заемщиками, «стрижка» оказалась дорогим экспериментом», – говорит Михалис Саррис, бывший в кризис министром финансов Кипра.
Киприоты перестали обслуживать кредиты, даже если это им по силам. «Некоторые заемщики хотят посмотреть, как будут применяться законы, чтобы решить, платить по кредиту, не платить или реструктурировать его», – говорит генеральный менеджер Cooperative Central Bank Мариос Клеридис. Но кипрские законодатели никак не могут принять закон о банкротствах, несмотря на предупреждение МВФ, что без этого Кипр не получит очередной транш помощи.
«Без действующих законов мы как будто размахиваем молотом из зефира перед должниками», – говорит гендиректор Bank of Cyprus Джон Хурикан (раннее – руководитель инвестбанка Royal Bank of Scotland). Примерно 500 сотрудников Bank of Cyprus работают с просроченными кредитами. Их размер составляет 11,5 млрд евро, или две трети кипрского ВВП. Если закон принят не будет, пройдет не менее 10 лет, прежде чем банки справятся с плохими кредитами, предупреждают эксперты. Недавно министр финансов Харрис Георгиадис говорил, что закон об отчуждении жилья, отложенный до принятия закона о банкротствах, вступит в силу в начале апреля.
В 2014 г. Bank of Cyprus зафиксировал 256 млн евро убытка, увеличив резервы, чтобы пройти стресс-тесты ЕС и на покрытие рисков на Украине и в России. Значительную часть убытка Bank of Cyprus принес «Юниаструм банк», который он намерен продать. В середине 2014 г. Bank of Cyprus привлек 1 млрд евро капитала от частных инвесторов, включая американского финансиста Уилбура Росса и ЕБРР. Совет директоров банка возглавил экс-гендиректор Deutsche Bank Йозеф Акерманн.
Использована информация FT