Конституционный суд: ВИЧ-инфекция у иностранцев не повод для депортации

Положения трех федеральных законов признаны не соответствующими Основному закону
«Плохой» диагноз перестанет быть единственным поводом для депортации иностранцев из России
«Плохой» диагноз перестанет быть единственным поводом для депортации иностранцев из России / Д. Махонин / Ведомости

Наличие у иностранного гражданина ВИЧ-инфекции не может быть поводом для его депортации при наличии супруга или детей – граждан России, решил Конституционный суд. Заявители оспаривали нормы трех законов. Согласно закону «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» если пребывание иностранного гражданина создает угрозу здоровью населения, то может быть принято решение о нежелательности его пребывания в России. По закону «О правовом положении иностранных граждан» разрешение на временное проживание иностранцу не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется, если у него нет сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции либо он страдает этим заболеванием. А по закону «О предупреждении распространения заболевания, вызываемого ВИЧ-инфекцией» иностранцы с ВИЧ подлежат депортации. По мнению заявителей, предусмотренные этими нормами действия (депортация иностранных граждан или отказ во въезде в Россию) предпринимались по формальному основанию – при наличии ВИЧ – и не учитывали гуманитарные соображения и семейные права.

Заявителями выступили трое россиян, двое украинцев и жительница Молдавии. Гражданке Украины, жившей в гражданском браке с россиянином и имеющей от него ребенка, после выезда на Украину был запрещен въезд в Россию из-за ВИЧ-инфекции. Гражданин Украины вступил в брак с россиянкой, а через несколько лет у него обнаружили ВИЧ – и Роспотребнадзор принял решение о нежелательности его пребывания в России. Молдаванка, вышедшая замуж за россиянина и родившая ему ребенка, стояла на учете в Кишиневе как страдающая ВИЧ-инфекцией, а ее муж – на учете в Подмосковье. Женщине отказали в выдаче разрешения на временное проживание. Суды оставили решения по всем заявителям в силе.

Совет от суда

В определении Конституционного суда от 12 мая 2006 г. говорилось о необходимости учитывать фактические обстоятельства каждого конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений – семейного положения, состояния здоровья ВИЧ-инфицированного лица и т. п.

Конституционный суд посчитал, что принятие решений о нежелательности проживания иностранцев в России, депортации, отказе во въезде, выдаче разрешения на временное проживание или аннулирование ранее выданного разрешения на основании наличия ВИЧ у иностранных граждан, чьи семьи постоянно проживают в России, не соответствует Конституции. Федеральный законодатель должен внести изменения в правовое регулирование, а принятые решения в отношении заявителей должны быть пересмотрены, говорится в постановлении.

Раньше ВИЧ-положительному мигранту, члены семьи которого – граждане России, могли запретить въезд на основании диагноза, семейные права не учитывались, поясняет адвокат заявителей Рамиль Ахметгалиев. Конституционный суд по похожим делам уже выносил определения, что все решения, связанные с ограничением конституционных прав, должны приниматься с учетом соблюдения других конституционных прав (см. врез), в данном случае семейных (наличие супруга или детей с российским гражданством). Тогда суд не признал эти нормы противоречащими Конституции, а дал им толкование, подчеркивает адвокат: «Мы собрали несколько дел и показали, что определения суда игнорируются и единственным решением может быть признание этих норм противоречащими Конституции, чтобы законодатель внес изменения в закон». В отличие от предыдущих определений на этот раз жалобы были направлены в том числе и от имени граждан России, которые, по сути, лишились своих супругов.

Суд сделал вывод, что сама по себе ВИЧ-инфекция не может быть достаточным основанием для ограничения или запрета въезда, говорит Ахметгалиев. В постановлении прописано, что ВИЧ хоть и является инфекционным заболеванием, но не передается при случайных контактах через воздух. К тому же за сокрытие лицом, инфицированным ВИЧ, источника заражения установлена административная ответственность, а за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией – уголовная.

Депортация из-за ВИЧ распространена в России «как анахронизм конца 1980-х – начала 1990-х гг., когда была вспышка заболевания, – тогда во многих странах требовали сертификат ВИЧ», поясняет президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин. Позже от требований сертификата или каких-то ограничений на Западе отказались, а у нас оставили, говорит Поставнин: «На деле же оказывается, что высылают тех, кто честно сдал анализ и принес сертификат, а не тех, кто просто купил справки». Решение о высылке ВИЧ-инфицированных должно приниматься из соображений равновесия между частным и общественным интересом, на основе прошлых определений Конституционного суда уже были решения, когда ВИЧ-инфицированных оставляли, говорит председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина: «Но были и решения о депортации, поскольку все же чаще судьи принимают решения, о которых просит официальный орган».