Россия зовет капиталы и ни о чем не спросит
Президентскую амнистию капиталов правительство решило сделать бесплатной – не нужно будет даже декларационного платежаВчера на совещании у первого зампреда правительства Игоря Шувалова обсуждался законопроект об амнистии капитала. Концепцию представил Минфин, Шувалов решил ее поправить, во многом смягчив, рассказали «Ведомостям» три участника совещания. Минфину дана неделя, чтобы переделать законопроект, затем решение будет приниматься у премьер-министра, рассказывает один из чиновников.
Законопроект Минфина предлагает претендентам на амнистию два варианта: либо раскрыть объект (доход) с его стоимостью и (по желанию) данными об операциях с признаками налоговых нарушений, либо декларировать все активы и структуру владения. В любом случае нужен декларационный платеж – 1% стоимости активов.
Шувалов хочет амнистию сделать вовсе бесплатной, сообщили три участника совещания и подтвердил пресс-секретарь Шувалова.
Логика такая, объясняет федеральный чиновник: декларационный платеж большого дохода не даст, зато вызовет много сложностей и отпугнет от амнистии. Налогоплательщик сам будет оценивать свои активы, у налоговой возникнет вопрос к его оценке – и все сведется к проверкам. Декларационный платеж полезен, уверяют разработчики законопроекта, – амнистируемые не стремятся завысить цену декларируемого имущества. Если платить не надо, большинство оценит активы по максимуму, считают разработчики, а это способ минимизировать налоги: при продаже по рыночной цене возникнут убытки. «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, когда платишь – лучше спишь», – замечает другой участник совещания.
Еще одно пожелание Шувалова: амнистируемым не должны задавать дополнительных вопросов. В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин просил именно о такой амнистии. Но FATF (международная организация по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма) предупредила: за такую амнистию Россия попадет в ее черный список.
Чиновники придумали компромисс: ФНС и Росфинмониторинг не задают вопросов, но следствие может инициировать проверки трех групп амнистируемых.
Это чиновники (действующие или бывшие, работавшие на госслужбе или в ЦБ в течение 10 последних лет) и их близкие родственники; владельцы офшорных активов в странах, которые не обмениваются информацией с Россией или включенных в черный список FATF; люди, по информации Росфинмониторинга совершившие преступления, не подпадающие под амнистию, например взяточники.
«Шувалов к такой конструкции относится скептически», – констатирует участник встречи. Шувалов просит невозможного, считает другой участник: если мы не будем задавать вопросов амнистированным, нам вопросы задаст FATF; как совместить эти две задачи, Шувалов не объяснил, а на все вопросы отвечает: «Исполнять поручение президента. И быстро».
Никто не понял, чего хочет Шувалов, но если по существу – повысить доверие бизнеса, объясняет еще один участник встречи, а как – и должны придумать чиновники.
Новых идей нет – и так уже придумали компромисс, вздыхают разработчики: «Мы пытаемся пройти между Сциллой и Харибдой». Шувалов не хочет обособлять чиновников в отдельную группу, и каждый участник совещания это понял по-своему: либо чиновники вовсе не должны подпадать под амнистию, либо если уж подпадают, то на общих условиях, передает один из чиновников. Шувалов просто считает, что амнистия должна быть для бизнеса, объясняет чиновник правительства: чиновники сами никогда не пойдут раскрывать активы, они и сейчас должны это делать, но вряд ли признаются в грубом нарушении закона.
Есть и другие способы заманить бизнес амнистией, рассуждает один из участников встречи. Во-первых, расширить список амнистируемых преступлений. Амнистия сейчас распространяется на 10 статей Уголовного кодекса, 11 административных и шесть налоговых правонарушений, а бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагал включить статьи Уголовного кодекса, связанные с отмыванием доходов, полученных преступным путем, если это преступления, подпавшие под амнистию. Минфин из законопроекта их вычеркнул.
Во-вторых, можно дать дополнительные защитные механизмы уже на последнем этапе, когда против амнистированного возбуждают дела. Законопроект Минфина содержит две меры: такие дела могут возбуждаться только по согласованию с генпрокурором и с учетом мнения уполномоченного по защите прав предпринимателей; следователи не могут использовать материалы амнистированных в качестве доказательств по делу. «Что еще можно добавить, пока непонятно – будем думать», – обещает один из участников совещания.