Третьяковская галерея устроила выставку советских гиперреалистов
А чтобы смотреть ее было интереснее, добавила мультфильмы и видеоОтдел новейших течений Третьяковской галереи сделал очень зрелищную выставку. Здесь показывают картины эффектные и сюжетные, т. е. впечатляющие и понятные, да еще написанные хоть и со слайдов и фотографий, но с приложением труда и профессиональных умений. Еще в залах демонстрируют слайд-шоу, видео и необычный мультфильм «Полигон» режиссера Анатолия Петрова, имитирующий игровое кино. И все это имеет отношение к выставке, поскольку она не только про гиперреализм, но шире – об отношении рукотворной живописи к механически воспроизведенной (на фотографиях и кинопленке) реальности.
Гиперреализм, он же фотореализм, появился в западных странах в 70-е гг. Выставка в Третьяковке, посвященная отечественному гиперреализму, включает работы, сделанные и в предыдущем десятилетии. Нет, советские художники не обогнали коллег из капиталистических стран. В качестве доказательства в залах находятся пояснения к теме разделов (например, «Слайд-культура и слайдизм», «Реальность – абстракция», «Сюрреализм и гиперреализм») с репродукциями западных художников, и видно, насколько «Аэропорт» Александра Петрова 1983 г. похож на «Алиталию» Ричарда Эстеса 1973 г. Выставка показывает так много материала, впрямую не относящегося к гиперреализму, еще и потому, что кураторы Кирилл Светляков и Юлия Воротынцева решили показать как можно больше искусства, о котором незаслуженно мало вспоминают.
Еще Касаткин
Одновременно и рядом с «Гиперреализмом» открылась первая музейная выставка Николая Касаткина «Двойная картина». В своих работах художник совмещает оригинальное изображение и цитаты из известных картин. Получается некий живописный монтаж, оптическая головоломка.
Действительно, не андеграундное и не современное советское искусство давно находится вне зоны активного внимания музеев и галерей. В 70–80-е гг. как раз оно и было популярно у художественной интеллигенции, как интернациональное, прозападное, не политическое. Во времена позднего, выходящего из-за железного занавеса советского государства такое искусство, вспоминает искусствовед Михаил Боде, числилось по разряду молодежного. Доказательством доброго к нему отношения служит и то обстоятельство, что большая часть материала выставки была взята из хранилища Международной конфедерации союзов художников, преемницы Союза художников СССР. То есть работы «молодежи» выставлялись и закупались.
Отчасти потому, что сюжеты некоторых картин были идеологически очень выдержанные. «Отец и я» Сергея Шерстюка (двойной портрет солдата в военной форме с орденами и не героического вида художника в мятом свитере) или «На фотовыставке» Сергея Овсепяна (мальчик на фоне антивоенной фотографии) как раз и писались на госпродажу. Картины Овсепяна даже попали в Третьяковку. Семен Файбисович ничего такого не писал, и на выставке его работ меньше, чем произведений других главных героев отечественного гиперреализма. Зато есть не похожий на его поздние вещи отличный холст «Художник Леонид Соков в Нью-Йорке» 1990 г., напоминающий не то засвеченную фотографию, не то бракованный слайд. По количеству работ лидирует на выставке, кажется, Александр Петров, чью картину «Мои друзья» (художник пишет групповой портрет, на котором позирующие не такие веселые, как в жизни) к гиперреализму отнести очень трудно.
«Если бы на выставке показали только гиперреалистов – а это прежде всего эстонская группа, Шерстюк, Гета, Базилев, – то было бы не так интересно, как получилась сейчас. Здесь показано, как многие наши художники отрефлектировали западный гиперреализм. И мне нравится, что закончило все видео «Синего супа» – с Михаилом Боде можно согласиться. «Разрез» Эрика Булатова и триптих псевдоплакатов «Мы любим трио Ганелина» Эдуарда Гороховского к названию выставки имеют совсем косвенное отношение, но приподнимают интеллектуальный и профессиональный уровень экспозиции.
Кирилл Светляков на стандартный в таких случаях вопрос, все ли он получил на выставку, что хотел, ответил утвердительно. Хитов, по его словам, здесь достаточно. Но все равно кажется, что чего-то главного в нескольких залах не хватает. Ярких вещей тех же Шерстюка и Файбисовича, которые делались не на идеологическую, а на частную продажу. Картины советских гиперреалистов охотно покупали иностранные граждане, они обходились им гораздо дешевле, чем похожие произведения их соотечественников. А качеством им не уступали.
До 26 июля