«Дикси» снимает с продажи водку от «Синергии» и Roust
Ритейлер объясняет это намерением развивать собственные марки, производители жалуются в ФАСТретья по выручке российская продовольственная розничная сеть – группа «Дикси» с начала этого года исключила из продажи продукцию «Синергии». С апреля та же участь ждет и холдинг Roust Рустама Тарико. Об этом рассказали «Ведомостям» представитель «Дикси» Екатерина Куманина, предправления «Синергии» Александр Мечетин и представитель Roust. Поставки в магазины «у дома» «Дикси» прекратились еще в начале года, уточнил Мечетин.
По словам Куманиной, изменения в ассортименте связаны со стратегией «Дикси» по развитию собственных торговых марок. Ритейлер начал осуществлять ее с конца прошлого года: сократилось общее число всех товарных позиций, а «Дикси» поставила цель довести долю своих марок в наиболее важных для выручки категориях до 30% в магазинах «у дома», рассказывали тогда «Ведомостям» поставщики сети. С этим же связана и причина вывода из ассортимента продукции «Синергии», говорит Куманина. С ноября «Дикси» продает свою водку – «Заказную». Ее цена – 220 руб. за пол-литровую бутылку – тогда была сравнима с водкой «Беленькая» от «Синергии» (от 250 руб. в зависимости от региона).
В марте «Дикси» уведомила второго в мире производителя водки – Roust о выводе с апреля его продукции из ассортимента, рассказал представитель Roust. Контракт у Roust закончился в начале 2015 г., однако до недавнего времени поставки осуществлялись по дополнительным соглашениям, говорит он. Пока поставки не прекращены, подтверждает Куманина.
И «Синергии», и Roust «Дикси» предложила разливать водку под ее брендом. По словам Куманиной, «Синергия» отказалась. Мечетин такое предложение отрицает. К тому же «Синергия» принципиально не работает по такой схеме, добавляет он. Представитель Roust подобное предложение называет «издевательством», оно не будет принято.
Через «Дикси» «Синергия» продавала «Беленькую», «Мягков», «Русский лед» и Beluga. «Беленькую», по словам Куманиной, заменила «Заказная», две другие марки «имели минимальную оборачиваемость» и «их вывод был лишь вопросом времени». «Синергия» последствий от разрыва почти не ощутила, уверяет Мечетин: продажи через «Дикси», по его словам, были минимально рентабельны. Объем поставок ни он, ни Куманина не раскрыли.
Для «Дикси» замена известных брендов водки собственными марками вряд ли несет большие риски, считает аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Ведь доходность последних существенно выше, чем брендированной продукции производителей. Основным вопросом остается реакция потребителя. Но вряд ли она будет негативной, говорит Колупаева.
Представитель Roust назвал вывод из ассортимента «продолжением дискриминации поставщиков и принуждением их к незаконным выплатам». Действия ритейлера он связывает с обращением в ФАС: восемнадцатого февраля отраслевое объединение «Союз производителей алкогольной продукции» пожаловалось в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на «Дикси», письмо подписали в том числе «Синергия» и структуры Roust. Производители попросили регулятора проверить законность бонусов, взимаемых с них сетью. Вывод брендов Roust не связан с жалобой в ФАС, парирует Куманина из «Дикси»: «Действия компании по оптимизации алкогольного ассортимента проводятся согласно стратегии по развитию собственных торговых марок, анонсированной заблаговременно, в октябре 2014 г.» До конца марта ФАС ожидает дополнительной информации от участников спора, говорит представитель ведомства.
Другие сети, работающие с собственными алкогольными марками, не сообщали о проблемах с поставщиками. У «Ашана» отношения с партнерами не менялись, отказов от поставок не было, сообщила директор по внешним коммуникациям сети Мария Курносова. Представитель Х5 также заверил, что компания продолжает сотрудничество с «Синергией» в обычном режиме.
Доля собственных марок в категории водки в продажах сетей не превышает 1,5% в натуральном выражении, подсчитал аналитик Nielsen в России Сергей Новгородов. А с введением минимальной розничной цены фактически был уничтожен нижний ценовой сегмент. Это сделало свои марки в алкоголе более привлекательными для сетей, говорит гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. Случай «Дикси» с поставщиками водки может стать первым серьезным примером, когда собственная марка среднего ценового сегмента может привести к конкуренции и выводу из ассортимента сети популярных брендов крупнейших производителей, говорит он.
Исправленная версия