«Сургутнефтегаз» просит власти тщательнее выбирать поставщиков для импортозамещения

Минпромторг и Минэнерго уже проверяют 280 компаний
Smartmoney
Smartmoney

Гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов считает, что Минпромторг должен провести технический аудит заводов, претендующих на участие в программе импортозамещения в ТЭКе. По его словам, сейчас много заявок от потенциальных производителей оборудования, но, прежде чем с ними работать, надо проверить, смогут ли они производить высокотехнологичное оборудование: «У нас такая просьба к Минпромторгу, с тем чтобы подойти тщательно к отбору предприятий, пусть еще месяц потратится на это». При этом сам «Сургутнефтегаз» и так никогда не ориентировался на импортное оборудование, заверил Богданов: «Мы всегда занимались новыми технологиями. Мы с нашими смежниками – машиностроителями, химиками и т. д. – разрабатывали новое оборудование или материалы. За последние 15 лет нам многое удалось».

Один из участников программы импортозамещения – «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ, принадлежит Газпромбанку). ОМЗ не видит сложностей с проведением техаудита, к тому же компания аттестована «самыми взыскательными западными лицензиарами», передал через представителя председатель совета директоров компании Вадим Махов. По мнению гендиректора Союза производителей нефтегазового оборудования Александра Романихина, техаудит позволит избавиться от ненадежных предприятий, но для некоторых компаний этот процесс создаст сложности и дополнительные расходы.

Сейчас Минпромторг и Минэнерго утвердили 12 направлений по импортозамещению в ТЭКе, сообщил Минпромторг. Среди них – технологии наклонно-направленного бурения, гидроразрыва пласта, производство насосно-компрессорного оборудования, шельфовые проекты, гибкие насосно-компрессорные трубы.

Оба министерства анализируют 280 предприятий нефтегазового машиностроения в части технического, финансового и кадрового потенциала, организован сбор инвестиционных проектов, направленных на локализацию или разработку собственных технологий и производство оборудования, сказал представитель Минпромторга. «При рассмотрении вопроса о приоритете тех или иных проектов мы будем исходить из стратегической необходимости для интересов ТЭКа и их коммерческой привлекательности», – пояснил он. Заявители должны будут пройти процедуру технического аудита с привлечением профильных независимых организаций и представителей потенциальных заказчиков.

Санкции, введенные США и ЕС, запрещают ввоз в Россию оборудования и технологий для работ в Арктике, на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и для глубоководного бурения, а также оказание услуг для таких проектов.

Министр энергетики Александр Новак сказал в среду, что министерство ставит задачу по снижению доли импортного оборудования в нефтегазовом секторе с 60 до 43%. Сейчас доля импорта в оборудовании по гидроразрыву пласта – 83%, для производства СПГ – 80%, шельфовых проектов – 90%. Российские компании, ведущие разработки в этих областях, получат государственную поддержку, например субсидии, сказал вчера министр Денис Мантуров. Но курс на импортозамещение не означает изоляцию, российские компании продолжают сотрудничество с зарубежными партнерами, добавил он.

Гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков призвал не драматизировать ситуацию вокруг высокой доли импортного оборудования на шельфе: «Сложности есть, но они не являются какими-то непреодолимыми». «Лукойл» считает необходимым при импортозамещении больше внимания уделять программному обеспечению, сказал вчера первый исполнительный вице-президент компании Равиль Маганов. Представители других нефтяных компаний либо не ответили на запросы, либо отказались от комментариев.