Спортивные пристрастия Олега Тинькова обходятся «ТКС банку» в десятки миллионов евро

Эффективность этих затрат аналитики просчитать не берутся
А.Махонин
А.Махонин / Ведомости

Материнская компания банка «Тинькофф кредитные системы» («ТКС банк») – TCS Group – впервые опубликовала расходы по контракту с велокомандой Tinkoff-Saxo Cycling Team. На конец прошлого года будущие выплаты по нему оценивались в 1,54 млрд руб., из них 512,6 млн руб. должны быть выплачены в течение 2015 г., говорится в отчетности TCS Group за 2014 г. по МСФО. Годом ранее обязательства составляли 1,69 млрд руб. (37,5 млн евро), а обязательства на 2014 г. оценивались в 337,3 млн руб.

Выплаты возросли из-за девальвации рубля. «Бюджет в евро, для них [команды] ничего не меняется, а расходы банка в связи с этим возрастают. Это, конечно, плохо и меня немножко смущает, но что я могу с этим сделать?» – рассказывал основатель банка Олег Тиньков в декабре 2014 г. агентству «Р-спорт» (входит в группу «Россия сегодня»).

Этим обязательства банка не ограничиваются: например, в ноябре 2014 г. банк выплатил команде 27,9 млн руб., эквивалент 500 000 евро, за победу в гонке Vuelta a Espana, сказано в отчетности.

В 2014 г. «ТКС банк» заработал 3,4 млрд руб. против 5,8 млрд руб. годом ранее, выплатив 3 млрд руб. дивидендов, большую часть которых получил Тиньков, контролирующий 50,45% акций TCS Group. Ситуацию со спонсорством представитель «ТКС банка» комментировать отказался.

Тиньков спонсирует велокоманду с середины лета 2012 г., в конце 2013 г. он приобрел ее у бывшего владельца Бьярне Рийса, который стал ее менеджером, сказано на сайте команды. Сумма сделки не разглашается. Тогда же команда подписала трехлетний спонсорский контракт с «ТКС банком», датский брокер Saxo Bank остался вторым спонсором на 2014 г. На 2015 г. контракт с Saxo Bank сохранен, но на 2016 г., если датчане не увеличат финансирование, скорее всего, «ТКС банк» останется единственным спонсором, говорил Тиньков в декабрьском интервью.

Даже если сумма контракта с велокомандой останется прежней, нагрузка станет более ощутимой для банка, считает аналитик крупного российского инвестбанка. По его мнению, для банка разумнее перенести спонсорство на уровень акционера.

Tinkoff-Saxo – одна из ведущих команд мира и затраты банка похожи на требуемые для поддержки ее на этом уровне, отмечает гендиректор Sports.ru Дмитрий Навоша. В России велоспорт вряд ли входит даже в топ-10 популярных видов спорта и маловероятно, чтобы банк, работающий только в России, получал от спонсорства реальный экономический эффект, полагает он.

В кризис даже крупнейшие российские банки сокращают имиджевые затраты. У ВТБ осталась спонсорская программа, но за два года она сокращена на 25–30%, включая финансирование [футбольного и хоккейного клубов] «Динамо», говорит первый зампред правления банка Василий Титов.