В «чеченскую версию» убийства Бориса Немцова не верят ни политики, ни эксперты
Но все сходятся в том, что главе Чечни Рамзану Кадырову это не навредитБасманный суд Москвы 8 марта арестовал по подозрению в убийстве Бориса Немцова бывшего замкомандира приписанного к 46-й бригаде внутренних войск МВД батальона «Север» Заура Дадаева, его племянников Анзора и Шадида Губашевых, а также их приятелей Тамерлана Эксерханова и Хамзата Бахаева. Накануне в Грозном при задержании подорвал себя гранатой бывший сослуживец Дадаева Беслан Шаванов, а 8 марта в Чечне были задержаны, как сообщил «Росбалт», еще два предполагаемых соучастника. Судья заявил, что Дадаев признался в преступлении. По словам собеседника «Ведомостей» в правоохранительных органах, Дадаев заявил, что организовал это преступление после того, как узнал, что Немцов неоднократно допускал негативные высказывания в адрес ислама и мусульман.
К моменту задержания Дадаев уже не был военнослужащим и в суде фигурировал как безработный. Глава Чечни Рамзан Кадыров, не раз лично вручавший Дадаеву госнаграды, заявил, что если тот убил человека, то «совершил тяжкое преступление», но охарактеризовал его как настоящего патриота, который и «шага не мог сделать против России».
Преступление было раскрыто относительно быстро благодаря системе наблюдения «Поток»: был отслежен путь автомобиля, использованного в преступлении, а затем получены изображения его пассажиров, снятые одной из городских камер, говорит собеседник из правоохранительных органов. Как сообщает «Росбалт», в окончательной идентификации задержанных помогло и то, что сыщикам удалось установить sim-карты, использованные при совершении преступления. По версии правоохранителей, подозреваемые пытались следить за Немцовым, но без успеха, а затем из анонсов узнали о его выступлении на «Эхе Москвы». Установив слежку за политиком после его выхода из здания радиостанции, они в конце концов сочли, что относительно безлюдный мост является наиболее подходящим местом для убийства.
Вчера стало известно, что Владимир Путин наградил Кадырова орденом Почета. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал РБК, что арест подозреваемых и вручение награды – это совпадение. Экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков считает награду знаком, что «Путин Кадырова не сдаст либо что Путин одобряет».
Против Charlie
В Грозном 19 января прошел митинг «Любовь к пророку Мухаммеду», на который Кадыров обещал собрать миллион участников. В итоге протестовать против карикатур вышло, по разным данным, от 350 000 до 800 000 человек.
Оппозиция не верит в «исламский след», поскольку Немцов никогда резко не говорил об исламе. «Высказывания Немцова по Charlie Hebdo были самые умеренные и осторожные из всей оппозиции, а вот его высказывания по Путину и Кадырову – наоборот», – подчеркивает Алексей Навальный. Руководитель московского отделения «РПР-Парнаса» Илья Яшин не исключает причастности арестованных к убийству, но считает, что исламофобская версия выводит из-под удара Путина и его ближайшее окружение, кроме Кадырова: «Однако Кадырову не привыкать к подозрениям в убийстве, а следствие не собирается разрабатывать версию о его причастности: Дадаев же заявил, что был организатором». Вручение ордена Кадырову Яшин считает «актом политического крышевания»: Путин дал силовикам понять, что Кадыров – его человек и трогать его нельзя. Лидер «Демократического выбора» Владимир Милов говорит, что версию про чеченцев легче всего «продать» обществу, поскольку многие их не любят, но сам он убежден в причастности российских спецслужб. Депутаты Госдумы тоже не верят в версию с Charlie Hebdo, но считают убийство Немцова операцией спецслужб Украины и США. Единоросс Франц Клинцевич предполагает, что Немцов уже не был нужен американцам, поэтому они приняли решение его устранить, подставив Путина: «Дадаев же может быть только исполнителем, он был уволен и, возможно, держал обиду на руководство». Сразу после убийства версию об иностранных спецслужбах озвучил и Кадыров.
Политолог Станислав Белковский напоминает, что до сих пор не исключена версия с зарубежным заказом, которая начнет раскручиваться при определенных обстоятельствах – в случае новых санкций или поставок оружия на Украину. Она может всплыть и как предложение Западу начать борьбу с радикальным исламом, считает эксперт, Путин давно хочет заключить пакт о совместной борьбе с «Исламским государством» в обмен на признание его прав на постсоветское пространство. Истинные моджахеды в спину не стреляют, говорит политолог Алексей Малашенко, к тому же арест чеченцев поставил в неудобное положение Кадырова: может показаться, что он не контролирует своих людей. Однако версия с Charlie Hebdo может прикрывать какую-то другую, считает эксперт: «У Кадырова прекрасный политический нюх, он опирается на Путина, а происшедшее его дискредитирует – либо это колоссальная провокация, подстроенная эфэсбэшниками, которые не любят Кадырова, либо что-то еще».
Политолог Николай Петров считает, что убийство начинает выглядеть как провокация, в результате чего оказались ограничены позиции Кадырова, которые за последнее время стали расширяться. Главред «Кавказского узла» Григорий Шведов тоже считает ситуацию с Дадаевым ударом по Кадырову: «Сейчас каждый из тысяч чеченских силовиков примеряет на себя судьбу задержанных, и задача Кадырова – показать лояльность центру и при этом продемонстрировать себя в качестве ответственного руководителя боевого подразделения, поэтому и была сделана такая публикация в инстаграме».