Банковский надзор США переживает одну из самых масштабных реформ

Из Нью-Йорка полномочия регуляторов перетекают в Вашингтон
Jin Lee
Jin Lee / Bloomberg

Было очевидно, что многое в системе регулирования США до кризиса работало плохо, – говорит управляющий ФРС Дэниел Тарулло, – также было очевидно, что многое нужно переосмыслить и организовать заново». В 2010 г. в ФРС был создан Комитет по координации регулирования крупных институтов (LISCC), который возглавил Тарулло. LISCC расположен в Вашингтоне. В частности, он занимается организацией ежегодных стресс-тестов банков США.

Ранее ФРС старалась не привлекать к реорганизации лишнего внимания, но сейчас заговорила о ней. «ФРС требует большего от крупных институтов, но от себя мы тоже требуем большего», – заявила председатель ФРС Джанет Йеллен.

Сосредоточив надзор за банками в Вашингтоне, ФРС надеется получить лучшее представление о рисках в системе, чтобы уметь их нейтрализовывать. С 2009 г., когда прошли первые стресс-тесты, 50 крупнейших банков США увеличили капитал с $506 млрд до $1,2 трлн (см. график).

Jin Lee

К ФРБ Нью-Йорка у властей много претензий. Хотя он не был регулятором Bear Stearns, Fannie Mae, Freddie Mac, AIG и Lehman Brothers, обанкротившихся или едва не обанкротившихся в кризис 2008 г., его считают косвенно ответственным: ФРБ Нью-Йорка – глаза ФРС на Уолл-стрит. Бывшая сотрудница ФРБ Нью-Йорка Кармен Сегарра передала изданию ProPublica записи внутренних переговоров, свидетельствующие о поблажках регулятора Goldman Sachs.

Сенатор Элизабет Уоррен требует от президента ФРБ Нью-Йорка Уильяма Дадли решить проблему его слишком тесных связей с крупными банками или быть готовым к тому, что сенат найдет того, кто это сделает. Сенатор Джек Рид внес законопроект, требующий утверждения кандидатуры президента ФРБ Нью-Йорка сенатом.

Бывший председатель Федеральной корпорации по страхованию депозитов США Шейла Бэйр вспоминает, как сотрудник ФРБ Нью-Йорка в недоумении спросил ее: «Почему именно нас обвиняют во всем?» Бэйр, по ее словам, ответила, что власти пытаются заставить ФРБ Нью-Йорка изменить культуру.

В ФРС Дадли ценят: в финансовый кризис он вовремя заметил многие проблемы на стадии их возникновения. «Он молодец», – говорила Йеллен о Дадли в декабре.

Дадли, бывший старший экономист Goldman, старается восстановить репутацию ФРБ Нью-Йорка. С 2011 г. он регулярно приглашает в банк критиков и выделяет целый день на дискуссии с ними. Для сотрудников он заказал документальный фильм о финансовом кризисе, в котором в том числе рассматривается вина ФРС. На просмотре Дадли сидел в первом ряду. «Я полагаю, что LISCC сделает подход ФРС более системным», – говорил он.

Но не считаться с LISCC Дадли не может. «Руководители ФРБ Нью-Йорка всегда были влиятельными фигурами, их близость к Уолл-стрит считалась активом, а не обязательством», – говорит автор книги «Повелители финансов» Лиакват Ахамед. Но закон Додда – Фрэнка, принятый в 2010 г., впервые дал полномочия Белому дому назначить зампредседателя ФРС по банковскому надзору. Этот пост занял Тарулло.

«В предкризисные годы инспекторы ФРС слишком были привязаны к работе в банках и не было информации о системных рисках», – отмечает он. С инспекторами Тарулло работает жестко. В 2009 г. он был недоволен работой с Citigroup, которому правительство выделило $45 млрд помощи. Тарулло считал, что в Нью-Йорке недостаточно нажимают на Citi, и давал понять сотрудникам ФРБ, что устал исправлять их ошибки.

Из 16 членов LISCC Нью-Йорк представлен лишь тремя, и они подотчетны Вашингтону. Дадли не входит в число членов LISCC. «ФРБ Нью-Йорка не может дышать, не спросив в Вашингтоне, должен он делать вдох или выдох», – говорит один из банкиров. До кризиса 2008 г. представители ФРБ Нью-Йорка регулярно участвовали в заседаниях в Вашингтоне по вопросам регулирования. Тарулло эту практику прекратил, и в частных беседах представители ФРБ Нью-Йорка на это жалуются. Теперь банкам приходится иметь дело с тремя уровнями надзора: инспекторами регионального банка ФРС, комитетом Тарулло и специалистами по рискам, говорит гендиректор Promontory Financial Group Юджин Людвиг.

В 2012 г., когда стало известно о торговом убытке JPMorgan из-за «лондонского кита», Тарулло требовал объяснений от ФРБ Нью-Йорка: почему надзорные меры не выявили нарушений и не было ли в этом ответственности регулятора. В марте 2014 г. ФРС не приняла план Citi по капиталу и не разрешила увеличить дивиденды. Инспекторы ФРБ Нью-Йорка уверяли Citi, что у него будет отсрочка до 2015 г. на исправление недостатков. Но LISCC счел, что Citi приложил недостаточно усилий, и план по капиталу отверг.

ФРБ Нью-Йорка теряет сотрудников – люди увольняются из-за сокращения полномочий, низкого морального духа и замороженного вознаграждения.

WSJ, 5.03.2015