Москва готовится выставить на торги первые транспортно-пересадочные узлы

Несмотря на кризис инвесторы готовы участвовать в их строительстве
Первый транспортно-пересадочный узел в Москве появился возле метро «Планерная» еще при мэре Юрии Лужкове/ А. Гордеев/ Ведомости

В марте-апреле московские власти выставят на торги первые два транспортно-пересадочных узла (ТПУ) – «Алма-Атинскую» и «Новокосино», рассказал «Ведомостям» зампредседателя Москомархитектуры Александр Сорокин. Представитель департамента городского имущества подтвердил информацию. Департамент готовит пакет документов для торгов, это будут инвестиционные торги, говорит другой чиновник столичной мэрии. Ранее заммэра Марат Хуснуллин сообщал, что ряд проектов будет выставлен на инвестиционные торги, а другую часть планируется реализовать в рамках государственно-частного партнерства.

ТПУ – узел, где пассажиры комфортно могут пересесть на различные виды транспорта: городской наземный, метро и железнодорожный. Такие пересадочные пункты должны увязать в единую систему все виды общественного транспорта, что позволит пассажирам сократить время в пути.

ТПУ «Новокосино» будет расположен на границе района Новокосино и г. Реутова Московской области, около одноименной станции метро, сказал представитель Москомстройинвеста. Планируется, что площадь его терминала составит 7390 кв. м, площадь расположенного здесь же многофункционального комплекса – 63 570 кв. м, из которых 18 850 кв. м – подземная часть. Кроме того, здесь будут построены перехватывающая парковка на 1389 машино-мест и павильоны уличной торговли. В перспективе – перехватывающий паркинг (26 500 кв. м) при условии строительства эстакады прямого хода вдоль Носовихинского шоссе.

Проект планировки ТПУ «Алма-Атинская» охватывает территорию в 57,24 га, а сами объекты ТПУ разместятся на 8,45 га. Узел также появится на базе одноименной станции метро. Площадь капитальных объектов ТПУ не превысит 85 000 кв. м (офисы, торговля, отделение почты, центр оказания госуслуг и др.), здесь также будет оборудована подземная перехватывающая парковка на 650 машино-мест.

Планы на пятилетку

Всего в Москве до 2020 г. планируется построить 273 ТПУ, из них 81 плоскостной и 192 капитальных. Капитальные распределены между несколькими исполнителями: ГУП «Московский метрополитен» (77), ОАО «Мосинжпроект» (37), ОАО «РВ-метро» (43), ОАО «МКЖД» (31), ГУП «Мосгортранс» (4). Строящиеся станции метрополитена должны сдаваться вместе с ТПУ, этим занимается «Мосинжпроект».

Инвестиции в ТПУ «Новокосино» могут составить 3,5–4,8 млрд руб., в ТПУ «Алма-Атинская» – 4–6,5 млрд руб., считает Саян Цыренов, директор департамента рынков капитала Colliers International. Он называет проекты большими, капиталоемкими и имеющими в своем составе различные типы помещений. По его словам, важно, чтобы добавленная инвестором стоимость в объекте значительно превышала нагрузку в виде строительства самого транспортного узла. Например, большое количество офисов вряд ли будет востребовано в данных локациях, тогда как торговая составляющая будет успешной, учитывая будущие пассажиропотоки, рассуждает Цыренов.

«Мы делали предварительную градостроительную оценку проекта ТПУ «Новокосино», – говорит Владимир Аветисян, региональный директор по транспорту AECOM. По его словам, из коммерческих площадей там целесообразно разместить только торговлю и развлечения (кинотеатр): «Зонирование ТПУ и его наполнение дополнительными функциями должно исходить из прямого назначения объекта – он должен разгрузить транспортную ситуацию в районе, а не «убить» ее».

Консультант, пожелавший остаться неназванным, говорит, что инвесторы хотели бы видеть в составе ТПУ апартаменты. «Город не рассматривает возможность включить в состав ТПУ апартаменты», – заявил Сорокин.

Инвесторы не прочь инвестировать в ТПУ. «Мы знаем проект «Алма-Атинской» и планируем участвовать в торгах, когда их объявят», – сказал президент ГК «Мортон» Александр Ручьев. А ТПУ «Новокосино», по его словам, еще предстоит изучить. «Кризис скорректировал экономику подобных проектов, но наши планы не изменились – мы собираемся участвовать в конкурсах», – сообщил и гендиректор ГК «Пионер» Андрей Грудин. По его словам, такие проекты в первую очередь интересны девелоперам, развивающим прилегающие территории. «Пионер» строит жилой квартал около ст. м. «Ботанический сад» и ранее заявлял о готовности инвестировать в строительство ТПУ.