Лень – это навык, который нужно освоить топ-менеджерам
Речь о той разновидности лени, которая мобилизует
Как-то я выпивала с университетской подругой, самой занятой из известных мне бизнесвумен. Годами она занимает большой пост в большой компании, поддерживает отношения с бывшим мужем, заботится о детях, ухаживает за престарелыми родителями.
Но полгода назад с ней случилось нечто. Она влюбилась и стала проводить каждую свободную минуту с любимым мужчиной. Проблема в том, что таких минут у нее было катастрофически мало. Вместо того чтобы покуситься на время общения с детьми, она стала меньше работать. Существенно меньше. У нее достаточно высокий пост, чтобы не отчитываться ни перед кем о расписании. Так что являться в офис она стала позже, а уходить раньше. Перестала посещать многие заседания. Не шлет электронных писем по вечерам и в выходные. Бегает от социальной нагрузки. Вместо деловых обедов для заведения новых связей бежит на встречу с любимым.
Я спросила, дорого ли все эти послабления обходятся ее карьере. «Нет», – ответила она тоном победителя: более того, это были ее самые результативные полгода – она получила крупнейший в жизни бонус и ей сулят куда более заманчивый пост.
Видать, причиной тому любовный подъем, подколола я. «Фигушки», – фыркнула она. Оказалось, что мудрости, вроде «тише едешь – дальше будешь» и «лучше меньше, да лучше», работают. Она стала ленивее, а в итоге более сфокусированной. Тратит время только на то, на что его действительно стоит потратить. За все остальное либо вовсе не берется, либо делегирует полномочия.
Принцип генерала Мольтке
Принцип генерала Мольтке может неплохо сработать в современных корпорациях. Увы, вместо претворения в жизнь этого честного взгляда на подчиненных теоретики менеджмента обращают внимание только на квалификацию и волю. Так что умный и ленивый (или же высококвалифицированный и со слабой волей) имеет мало шансов на продвижение. .
Давайте внесем ясность: мы говорим о том виде лени, который мобилизует. А не о той желеобразной разновидности, когда делаешь работу плохо. Последнее – не лень, а тупость. А первая – «умная» версия, когда мы осознаем ценность каждой минуты, которую тратим на рабочие обязанности, и начинаем использовать время с умом.
Никогда еще лень не была так необходима топ-менеджменту. Упорная работа вредит не только самим невысыпающимся начальникам, но и их компании. Прошлогоднее исследование консалтинговой компании Bain гласит, что в крупной компании традиция еженедельных совещаний руководства съедает 300 000 человеко-часов в год. Исследование McKinsey доказывает, что только половина глав компаний разрываются между электронной почтой, встречами, сплетнями и авралами. Прочие этого избегают.
Важно придумать, как вытащить наружу внутреннего умного бездельника. Начать можно с того, что переставить будильник на час позже.
FT, 23.02.2015, Антон Осипов