Спрос на специалистов в России падает
Эксперты полагают, что февральское оживление на рынке труда может означать начало реального роста безработицыВ феврале мы наблюдаем заметный рост конкуренции среди соискателей работы, отмечает Глеб Лебедев, директор по исследованиям HeadHunter. Он констатирует, что значительный вход новых резюме (на 16% относительно января и 34% относительно февраля 2014 г.) и затишье в плане появления новых вакансий (плюс 2% относительно января и минус 7% за год) подняли hh.индекс (индикатор уровня конкуренции, рассчитывается как соотношение резюме и вакансий) до отметки 7,3. Тогда как годом ранее hh.индекс составлял 5,6.
В самый короткий месяц года работодатели не стали наращивать спрос на персонал, отмечают коллеги Лебедева из Superjob.ru. По их данным, за месяц число открытых вакансий на рынке снизилось на 5%, а по сравнению с февралем 2014 г. – на 12%. Соискатели же стали действовать заметно решительнее. Количество активных резюме выросло за месяц на 20%. По сравнению с февралем прошлого года рост составил 10%. В Superjob.ru говорят, что благодаря росту предложения на российском рынке труда в феврале выросла и конкуренция, составив 4,6 резюме на вакансию (против 3,9 в январе). За год общий конкурс вырос на 24% (с 3,7 резюме на одну вакансию в феврале 2014 г.). Также выросла конкуренция среди соискателей, не имевших на момент размещения резюме постоянной работы. Она достигла 2,9 резюме нетрудоустроенных соискателей на вакансию, что в 1,6 раза больше, чем год назад.
«Мы наблюдаем увеличение откликов на вакансии по отдельным категориям, – рассказала «Ведомостям» Екатерина Корхова, начальник отдела по подбору и адаптации персонала «Альфастрахования». – Наибольшее увеличение количества откликов на одну вакансию мы видим по позициям, не требующим высокой квалификации: секретарей, делопроизводителей без специальных навыков, кроме того, в группе роста HR-позиции». Активность маркетологов, по ее словам, была и остается на высоком уровне. «По ряду категорий вакансий, связанных с наличием специального опыта работы и квалификацией, например IT-специалистов, андеррайтеров, мы по-прежнему наблюдаем дефицит персонала», – говорит она.
Чиновников не ищут
Больше всего за последнее время сократили спрос на сотрудников работодатели из сфер страхования (минус 21% за месяц), юридической (минус 15%), добычи сырья (минус 8%), анализируют свою базу аналитики HeadHunter. По их данным, упало на 9% количество вакансий для молодых специалистов. В то же время увеличили количество новых вакансий работодатели из медицины и фармацевтики (на 21% за месяц), наниматели домашнего персонала (на 16%), строительства и недвижимости (на 14%), маркетинга и рекламы (на 11%).
Кого искали в феврале
Несмотря на спад спроса, в некоторых отраслях, по данным HeadHunter, наблюдался рост числа запросов на персонал. Больше всего за февраль вырос спрос на работников сферы образования и науки (рост вакансий на 22%), также более востребованными стали медицинские работники (на 11,6%), работники сырьевой отрасли (на 8%), руководители высшего звена (на 6,6%) и дизайнеры (на 4,4%). По сравнению с февралем прошлого года больше всего прибавилось вакансий для специалистов по безопасности (на 10,6%), дизайнеров (на 10%), сельскохозяйственных работников (на 9,1%).
По данным Superjob.ru, по сравнению с февралем 2014 г. больше всего спрос на кадры снизился в сфере добычи сырья, спорта, фитнеса и салонов красоты (более 30%), а также в сферах услуг, ремонта, сервисного обслуживания, банков и инвестиций. Зато специалисты сферы продаж наиболее востребованы (32% от всех вакансий). И конкуренция в сегменте не очень высокая – 3,3 резюме на одну вакансию. Спрос на рабочий и производственный персонал также далек от насыщения (12,2 и 9,9% от всех вакансий соответственно). В дефиците рабочие (1,4 резюме на вакансию), сравнительно непросто найти подходящего соискателя в медицинской сфере (2,7 резюме на вакансию).
Самая высокая конкуренция среди соискателей сейчас в сфере госслужбы (hh.индекс – 22), медиа (12,8), юриспруденции (10,0). Напротив, легче всего искать работу в сферах страхования (1,4 даже при учете спада в динамике вакансий), фармацевтики (2,1), рабочему персоналу (1,9). «Согласно данным нашего проекта «Банк данных заработных плат», примерно 20% работодателей сейчас планируют активно набирать новых сотрудников, 20% – проводить точечные сокращения, а 60% сохраняют штат в нынешнем виде и ищут интересных кандидатов», – говорит Лебедев.
«В целом можно сказать, что грамотный и просчитанный рекрутмент сейчас позволит значительно увеличить конкурентоспособность и устойчивость бизнеса за счет привлечения интересных кандидатов с открытого рынка труда, – подытоживает Лебедев. – При этом те, кто планирует сокращать сотрудников, должны делать это очень аккуратно, потому что соискатели могут достаточно легко найти новую работу, в том числе и у конкурентов, благо интересные предложения продолжают появляться».
Безработица подрастает
По данным Минтруда, который в этом году возобновил еженедельный мониторинг рынка труда, число регистрируемых безработных в феврале росло в среднем на 2% еженедельно и по состоянию на 25 февраля составило 979 058 человек. Замминистра Татьяна Блинова заявила, что официально регистрируемая безработица уже «незначительно превысила показатель прошлого года». Она отметила, что в феврале и марте наблюдается наиболее сильный всплеск сезонной безработицы, однако в текущем году регистрируемая безработица в России хоть и незначительно, но уже превысила показатель прошлого года.
По словам Блиновой, рост безработицы характерен не для всех регионов РФ: например, в Крымском федеральном округе безработица снижается. Она также сообщила, что всего по состоянию на 25 февраля в России было более 1500 предприятий, где работники находятся в простое, неоплачиваемых отпусках или заняты неполный рабочий день: 63 500 работников находятся в простое, 181 000 работают неполный день и около 5000 – в неоплачиваемых отпусках.
Рост безработицы действительно ускорился даже на фоне сезонного тренда, полагает ведущий экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. На его взгляд, если даже не говорить о спаде производства, снижение реальных доходов может сподвигнуть пенсионеров и тех людей, которые ранее могли позволить себе не работать, повременить с уходом с рынка труда и искать работу. По его расчетам, в I квартале уровень общей безработицы может вырасти до 5,6% экономически активного населения, тогда как в IV квартале прошлого года было 5,2%, а в I квартале – 5,5%. Впрочем, по его мнению, говорить о значительном росте еще рано: «Мы не знаем истинных масштабов угроз».
«Убедительных статистических данных, которые говорили бы о реальном росте безработицы, нет, – категоричен директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. – Пока рост укладывается в рамки сезонности. Чтобы сделать иной вывод, нужно время».