В Карском море потерян $1 млрд
Убытки ExxonMobil от остановки работ с «Роснефтью» могли составить к концу 2014 г. максимум $1 млрд, гласит отчет американской компании. Санкции, введенные США и Евросоюзом, запрещают совместную работу компаний в Черном море и на арктическом шельфе, а также освоение участков с трудноизвлекаемыми запасами в Западной Сибири. $1 млрд - это максимальный убыток, который понесет компания, если ни один из совместных проектов с «Роснефтью», попавших под санкции, не состоится, объяснил «Ведомостям» представитель ExxonMobil.
Инвестиции в первую скважину могли составить $600-700 млн, оценивал ранее старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. Основная часть этих инвестиций пришлась на ExxonMobil, вложения «Роснефти» были минимальными, напоминает замначальника управления рынка акций «Велес капитала» Василий Танурков. Но пока убытки американцев потенциальные, о списании инвестиций речь не идет, замечает он: у ExxonMobil еще есть возможность вернуться в проекты «Роснефти» после того, как санкции будут сняты.
На конец 2013 г. у ExxonMobil были инвестиционные обязательства по совместным проектам с «Роснефтью» на $1,1 млрд, реально она инвестировала к тому времени $100 млн. Сколько ExxonMobil вложила к концу 2014 г. - ее представитель не сказал. Запрос в «Роснефть» остался без ответа.
В 2011 г. «Роснефть» и ExxonMobil подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, договорившись, в частности, об освоении участков в Карском, Чукотском морях и в море Лаптевых. В Черном море компании договорились сотрудничать на Туапсинском лицензионном участке, а в Западной Сибири - совместно разрабатывать трудноизвлекаемые запасы нефти баженовской и ачимовской свит. Но летом 2014 г. США и ЕС ввели санкции против России, в частности запретив американским и европейским компаниям ввозить оборудование для работ в российской части Арктики, на глубоководном шельфе и месторождениях с трудноизвлекаемой нефтью, равно как и оказывать услуги для таких проектов.
Санкции мешают
Буровая компания Seadrill, контролирующая North Atlantic Drilling Ltd. (NADL), считает маловероятным закрытие сделки по продаже пакета акций NADL «Роснефти» на прежних условиях и в согласованные сроки, говорится в ее отчете. Вследствие этого существуют риски неисполнения буровых контрактов с «Роснефтью» на $4,1 млрд. «Однако стороны продолжают переговоры и изучение различных вариантов дальнейшего сотрудничества», - говорится в отчете. Представитель «Роснефти» сказал «Интерфаксу», что компании ищут варианты выполнения соглашений.
«Роснефть» и ExxonMobil успели пробурить первую скважину «Университетская-1» в Карском море. «Роснефть» сообщила о найденной на этом участке нефти и назвала месторождение «Победа». Дальнейшие работы были свернуты из-за санкций. ExxonMobil пытается убедить правительство США смягчить санкции против России, чтобы возобновить бурение на арктическом шельфе летом 2015 г., сообщала осенью 2014 г. Financial Times. Но пока санкции действуют без изменений. Вдобавок «Роснефть» осталась без буровой установки: установка West Alpha (принадлежит North Atlantic Drilling), с помощью которой она бурила первую скважину, из-за санкций не может быть использована снова. В итоге «Роснефти» пришлось отложить работы по второй скважине с 2015 г. на лето 2016 г.
На шельфе «Роснефти» будет сложно работать без ExxonMobil, предупреждал министр природных ресурсов Сергей Донской: она будет «опираться исключительно на собственные силы» и выполнить «тот объем обязательств, который они планировали <...> на следующие годы» будет сложно (цитата по «Интерфаксу»). Недавно «Роснефть» попросила Роснедра отсрочить на 1,2-2 года работы по 12 шельфовым проектам из 48.
Еще с 1996 г. у «Роснефти» и ExxonMobil есть другой совместный проект - «Сахалин-1» (добыча - 7 млн т в 2013 г.), в котором им принадлежит 20 и 30% соответственно. Этого проекта санкции не коснулись, так как американская компания участвует в нем в составе международного консорциума (30% - у Sodeco, 20% - у ONGC), сообщал «Интерфакс». Кроме того, оператор проекта - Exxon Neftegas Ltd. зарегистрирован в офшоре, а не в США.
С 2014 по 2022 г. в шельфовые проекты «Роснефти» будет инвестировано 2,1 трлн руб., прогнозировала компания ранее. Сотрудничество «Роснефти» с ExxonMobil, Eni, Statoil - партнерами на шельфе - строится на условиях «кэрри» (возмещение затрат по факту обнаружения углеводородов). ExxonMobil согласилась взять на себя финансирование первых $1,7 млрд на геологоразведку трех участков в Карском море.