Moody’s: риск дефолта России за последний месяц вырос

В ответ на ужесточение санкций власти могут сорвать выплаты по внешним долгам, допускает агентство
Moody's оценило борьбу российских властей с кризисом и снизило рейтинг
Moody's оценило борьбу российских властей с кризисом и снизило рейтинг / Д. Абрамов / Ведомости

Продолжающийся большой отток капитала может привести к мораторию на выплаты внешнего долга, что уже неофициально обсуждалось некоторыми экспертами, напоминает директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кащеев. Первый вопрос инвесторов при встрече - о возможности такого моратория, рассказывал «Ведомостям» высокопоставленный федеральный чиновник. Объясняя оценку оттока капитала в $270 млрд в 2015 г., Moody's указывает, что в 2014 г. международные резервы cократились на $125 млрд, хотя санкции были введены только в середине года, в 2015 г. все платежи по внешнему долгу будут производиться в условиях отсутствия рефинансирования. Отток капитала в виде валютизации депозитов и чистый отток прямых иностранных инвестиций будут существенными, хотя и не столь масштабными, как в 2008 г. При оценке профицита текущего счета в $100 млрд и дефиците капитального и финансового счета в $270 млрд резервы в 2015 г. сократятся примерно на $170 млрд, посчитало Moody's. Агентство допускает, что правительство выберет дефолт по долгам, но это не базовый сценарий, говорится в материалах Moody's.

Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service снизило рейтинг гособлигаций России, номинированных в иностранной валюте, до спекулятивного уровня Ba1 с Baa3 (нижний инвестиционный уровень), оставив прогноз негативным. Рейтинг рублевых госбумаг также снижен на одну ступень - с Ваа2 до Ваа3.

Продолжающийся кризис на Украине, снижение цен на нефть и девальвационный шок пошатнули перспективы экономического роста России, несмотря на предпринятые фискальные и монетарные меры; устойчивость бюджета и резервы снижаются из-за непрекращающегося оттока капитала и ограниченного доступа на международный финансовый рынок, перечисляет Moody's в пресс-релизе причины снижения рейтинга. Агентство указывает на растущий риск того, что ужесточение западных санкций в ответ на военный конфликт на Украине заставит российские власти прямо или косвенно сорвать выплаты внешнего долга, хотя по-прежнему считает этот риск маловероятным.

Негативный прогноз по рейтингу отражает возможность новых политических или экономических шоков, связанных либо с военным конфликтом на Украине, либо с продолжением снижения цены нефти, что еще больше ухудшит финансовое положение России, сообщает Moody's.

Предыдущее рейтинговое решение по России Moody's приняло 17 января, понизив долгосрочные рейтинги с Baa2 до Baa3.

Standard & Poor's 26 января первым перевело кредитный рейтинг России из инвестиционной категории в спекулятивную, понизив его с BBB- до BB+, прогноз оставлен негативным. Fitch Ratings 10 января понизило рейтинг с BBB до BBB- (нижняя инвестиционная категория). За минувшие 11 месяцев «большая тройка» рейтинговых агентств снижала России рейтинг шесть раз.

Снижение рейтинга до спекулятивного вторым из трех агентств означает, что Россия покинула инвестиционную категорию. Если оценка трех агентств разная, то рейтинг двух из трех считается довлеющим, объясняет директор по региональным рейтингам агентства «Рус-рейтинг» Антон Табах: «С точки зрения институциональных инвесторов, мы крепко сели в спекулятивную категорию». Но сейчас инвестдекларации управляющих стали мягче и потеря инвестиционного рейтинга не означает, что держать российские бумаги будет запрещено - по ним просто снизят лимиты, говорит Табах: «Разжаловали в управдомы, но это не катастрофа».

Российские евробонды будут исключены из Barclays Global Ag­gregate Index в конце февраля, сообщили вчера аналитики Barclays Research, индекс покинет и большинство корпоративных облигаций. С учетом веса российских бумаг в индексе Barclays Global их стоимость оценивается в $140 млрд, посчитало Reuters. Кроме того, JPMorgan также исключит из инвестиционной части своего индекса GBI-EM российские бонды в объеме $5-7 млрд, отмечает Reuters. Ранее JPMorgan оценивал попадающие под распродажу долларовые и рублевые бумаги в $5,8 млрд.

Маловероятно, что для рынка решение Moody's стало сюрпризом: после снижения рейтинга агентством S&P выход России из инвестиционной категории представлялся неизбежным, пишут аналитики Barclays Research. Вряд ли стоит ждать масштабной распродажи российского долга, согласен Табах: что могло быть продано, уже продали. Тем не менее вчера российские облигации на $3 млрд по ставке 4,875% с погашением в 2023 г. подешевели, их доходность поднялась на 30 б. п. до 6,7%. Кредитно-дефолтные свопы по гособлигациям выросли, сигнализируя о 30%-ной вероятности дефолта в течение пяти лет, подсчитал Bloomberg.

Решение Moody's возмутило министра финансов Антона Силуанова и вызвало непонимание у его предшественника Алексея Кудрина. «Считаю оценку Moody's не просто запредельно негативной, но основанной на крайне пессимистичном прогнозе», - заявил Силуанов, обвинив Moody's в принятии решения под воздействием «факторов политического характера».

Прогноз от Moody's

Агентство ожидает спада ВВП в 2015 г. на 5,5% и еще на 3% в 2016 г., инфляцию в 15 и 9% по итогам 2015 и 2016 гг. соответственно. При высоком профиците счета текущих операций (8,2 и 7% ВВП в 2015 и 2016 гг. против 3% в 2014 г.) отток капитала только за 2015 г. может составить $270 млрд. Дефицит бюджета останется умеренным (2 и 3,1% ВВП в 2015 и 2016 гг.), госдолг вырастет с 14,6% ВВП в 2014 г. до 16,3% в 2016 г.

Как следует из материалов Mo­ody's, агентство очень высоко - на «пятерку без плюса» - оценивает фискальную устойчивость России (низкий госдолг и небольшие выплаты), экономическое состояние - на «тройку с плюсом», институты - на «двойку с минусом». С учетом веса и комбинации факторов и субфакторов, влияющих на оценку, рейтинг России согласно методике Moody's находится в коридоре Baa2 - Ba1. Итоговое решение принимает рейтинговый комитет, говорится в материалах агентства: в январе рейтинг России был помещен в середину коридора - Ваа3, но риски привели к его снижению до нижней границы.

Скоринговая модель оценивает цифры, но есть еще и субъективные факторы - иначе рейтинги выставляли бы роботы, говорит Табах: риск дефолта - а именно об этом предупреждает агентство - есть всегда, но сомнения в адекватности решений властей - именно тот субъективный фактор, который увеличивает риски технического или полноценного дефолта. Опыт прошлого мирового кризиса показал, что хорошие макропоказатели могут стремительно ухудшиться, напоминает Кащеев. Судя по антикризисному плану, нынешний структурный кризис власти собрались лечить деньгами, это приведет только к их потере. Можно, конечно, считать рейтинги политически мотивированными, можно не считать, рассуждает Кащеев: «Но дождь идет не потому, что кто-то так захотел, а потому что влажность так сосредоточилась в воздухе». Рейтинги - это попытка качественной оценки развития ситуации, можно на нее обижаться, а можно что-то с ней делать, заключает он.