Лекарства не из всех стран могут быть разрешены к параллельному импорту

В антимонопольной службе прошли совещания по пилотным проектам
Д.Абрамов/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готова предложить правительству пилотные проекты легализации параллельного импорта, рассказал «Ведомостям» замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. Первыми к параллельному импорту могут быть разрешены лекарства и автозапчасти, знает представитель секретариата первого зампреда правительства Игоря Шувалова. Параллельный импорт - мировая практика, говорит представитель, сейчас в России эта мера может стать в том числе и антикризисной, может позволить снизить цены. Пилотные проекты будут проработаны в ближайшее время, обещает он, ФАС как раз исполняет поручение Шувалова.

Сейчас параллельный импорт фактически запрещен: товар может ввозить в Россию или правообладатель, или кто-то с его письменного разрешения. За легализацию параллельного импорта давно выступает ФАС: действующие правила ограничивают конкуренцию, это приводит к росту цен, затрудняет доступ потребителей к товару.

20 февраля ФАС провела два совещания: с участниками рынка лекарств и с участниками автомобильного рынка. Для лекарств рассматривается такой вариант, рассказал Кашеваров: к параллельному импорту могут быть разрешены, во-первых, зарегистрированные в России препараты, во-вторых, произведенные в странах с развитой фармацевтической промышленностью - Германии, Швейцарии, США, Японии и проч. Параллельные импортеры смогут ввозить продукцию через специализированные таможенные посты (перечень определит Федеральная таможенная служба - ФТС) с лабораториями, позволяющими проверять качество препаратов. Запрос в ФТС остался без ответа.

Что касается запчастей, то в специализированных постах здесь нет необходимости, ссылается Кашеваров на мнения участников совещания. Но есть проблема сертификации, которая, по его словам, требует дополнительной проработки. Автокомпоненты, влияющие на активную и пассивную безопасность, должны иметь сертификат соответствия, без него их ввоз в страну запрещен, говорит исполнительный директор Национальной ассоциации поставщиков автокомпонентов (НАПАК) Михаил Блохин.

Те, кто локализовал в России производство, получат иммунитет от параллельного импорта, говорят участники совещаний.

Участники совещаний направят в ФАС предложения с описанием рисков, служба учтет их при подготовке предложений для правительства, обещает Кашеваров.

Замдиректора саморегулируемой организации «Стандарты фармацевтического рынка» Оксана Шолтырева (она была на совещании в ФАС) уверена, что параллельный импорт давно пора было разрешить: цены на лекарства в России выше, чем в некоторых странах Европы, параллельный импорт позволит государству сэкономить. Шолтырева приводит пример: в России доза пневмококковой вакцины стоит $35, в Турции - $15.

Параллельный импорт снизит цены на запчасти, считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков. С декабря 2014 г. детали дорожают каждый месяц, в январе - на 10-15%; за границей запчасти дороже, но параллельный импорт приведет к росту конкуренции, а это, в свою очередь, к снижению цен, уверен Моженков.

Параллельный импорт - серая зона, встает вопрос контроля качества, говорит исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимир Шипков. Непонятно, и где взять дорогостоящие лекарства для параллельного импорта, продолжает он: их производят для рынков конкретных стран. И экономически нецелесообразно, считает Шипков: лекарства в рублях подорожали не так сильно, как вырос курс доллара.