«Lotte Group вложит в Россию более $1 млрд»
Зачем Lotte удваивает инвестиции в Росси, рассказывает руководитель корейского холдинга Lotte Group Шин Донг БинШин Донг Бин
На фоне Пушкина снимаются корейцы
На площади перед флагманским отелем Lotte в Сеуле в 2013 г. был установлен памятник Пушкину - дар Корее Союза писателей России. «Это символ наших давних отношений с Россией, которые восходят к 1988 г., когда в Сеуле проходили XXII летние Олимпийские игры, - рассказывает Шин Донг Бин. - Тогда у СССР уже появились проблемы, и Lotte стала одним из спонсоров национальной команды. Таким образом, история отношений Lotte и России дольше, чем у любой другой из корейских компаний, и даже дольше, чем история дипломатических отношений двух наших стран, которые были установлены только в 1990 г.». «Поэтому, когда возникла идея установить в Сеуле памятник Пушкину, мы сразу предложили площадь перед нашим отелем и предложили назвать ее именем Пушкина, - добавляет Шин Донг Бин. - И учтите, что эта земля - одна из самых дорогих в Корее».
В переговорной председателя правления Lotte Group Шин Донг Бина особое место занимают два объекта: полка с изданиями романа «Страдания юного Вертера» на разных языках и 250-летний кирпич из здания, в котором откроется отель Lotte в Петербурге. Роман Иоганна Вольфганга Гете - сакральный для пятого по величине холдинга Южной Кореи: студент-романтик Шин Гёк Хо, 70 лет назад приехавший учиться в метрополию, выбрал имя главной героини романа, Лотты, для своей компании по производству кондитерских изделий, которую он зарегистрировал в Токио в 1948 г.
Будущий петербургский отель Lotte - символ мощи и амбиций корейского чеболя: гостиница стоимостью $140 млн откроется в 2017 г. по соседству с «Англетером», W Hotel и Four Seasons (основатель Four Seasons Hotels & Resorts Айседор Шарп полвека назад сам шел тем же путем, открыв свой первый зарубежный отель в Лондоне, рядом с историческими отелями, которые были символами роскоши и гостеприимства). Россия занимает особое место в планах Lotte Group: по словам Шин Донг Бина, в ближайшие три года группа удвоит объем вложений в нашу страну до более чем $1 млрд, став «крупнейшим корейским инвестором в России».
Бизнес в Южной Корее Lotte начала в 1967 г. Вслед за производством продуктов питания Шин Гёк Хо обратил внимание на розничную торговлю - современных форматов ритейла в Корее тогда практически не существовало. И это решение оказалось провидческим: сегодня на торговлю приходится 40% из $80-миллиардного оборота группы. Вслед за производством продуктов питания и торговлей Lotte находила новые сферы деятельности, оставаясь тем не менее рядом с конечным покупателем: строительство, гостиничный бизнес, туризм, парки развлечений, финансовые услуги...
Взрывной скачок роста бизнеса Lotte начался 20 лет назад, когда из Лондона в Корею вернулся младший сын Шин Гёк Хо - Шин Донг Бин. Вернулся с новым знанием после шести лет работы в инвестбанке Nomura: необязательно занимать деньги на развитие только у банков. Акционировав большую часть своих компаний, но сохранив над ними контроль, семья получила надежный источник дешевых финансов для дальнейшей экспансии. И в течение этих 20 лет корейский бизнес Lotte растет в среднем на 16% в год. В то время как японский стагнирует вместе с японской экономикой. И в результате корейский бизнес группы уже в 20 раз больше японского.
В Южной Корее Lotte - настоящий гигант, почти все, что связано с розничной торговлей и общественным питанием, принадлежит этому чеболю: без малого 2000 магазинов Lotte всех форматов и более 7000 супермаркетов 7-Eleven, рестораны TGI Friday's и сеть фастфуда Lotteria, кофейни Angel-in-us Coffee и магазины Zara и Uniqlo...
Cейчас главный проект Lotte в Корее - строительство 555-метрового небоскреба Lotte World Tower в Сеуле. Чтобы согласовать появление такого гиганта в центре города, Lotte потратила 20 лет и $100 млн. Для сооружения небоскреба стоимостью $3,5 млрд была cоздана отдельная компания, которую возглавил лично Шин Гёк Хо; предприниматель, родившийся в 1922 г., заявил: «Я не умру, пока не дострою эту башню». 123-этажный небоскреб должен быть открыт в конце 2016 г., в нем среди прочего расположится самый высокий отель в мире и самая высокая открытая смотровая площадка - на высоте 500 м.
Завоевав местный рынок, Lotte Group отправилась покорять рынки соседних государств, особое внимание уделив Вьетнаму, России, Индонезии и Китаю - к 2018 г. эти страны должны давать группе 30% оборота. В Китае и в Индонезии, как когда-то в самой Корее, главным драйвером роста Lotte является розничная торговля. Но бизнес не работает только по шаблонам - в России у Lotte выстрелил не универмаг, а отель, открытый в 2010 г. и ставший первым иностранным отелем сети Lotte Hotels & Resorts. Хотя поначалу Москва, избалованная «ритцами» и «хайятами», отнеслась к гостинице Lotte скептически: «Какой такой люксовый отель из Кореи?» Но за несколько лет Lotte Hotel Moscow завоевал репутацию одной из лучших гостиниц столицы. И этот успех убедил руководство группы, что сеть Lotte Hotels & Resorts способна стать глобальной: сегодня отели Lotte есть в США, во Вьетнаме, в Узбекистане, причем, уверовав в свои силы, корейцы готовы не только строить собственные гостиницы, но и брать в управление чужие, в том числе и в России.
Став огромной диверсифицированной группой, Lotte тем не менее остается семейной компанией и по сравнению с публичными или государственными холдингами может принимать решения гораздо быстрее. Что Lotte и демонстрирует.
Например, на принятие решения о создании совместного предприятия для строительства химического завода в США Lotte понадобилось всего четыре месяца, указывало агентство Nikkei. Завод будет выпускать этилен, а сырьем для него станет сланцевый газ, благодаря чему себестоимость этилена будет снижена на 30-40%.
Другой показательный пример механизмов принятия решений в Lotte - создание собственной марки пива Kloud, которое Lotte вывела на рынок в апреле прошлого года. Уже через 100 дней на долю Kloud приходилось 16% от всего пива, продаваемого в супермаркетах. «Пиво, которое до этого выпускалось в Корее, водянистое, - объясняет Шин Донг Бин. - В Корее любят пить его с виски. А мне не нравится такой стиль потребления. Поэтому мы решили создать в Корее новое высококачественное пиво, солод для него импортируется из Германии». Убедившись, что покупатели приняли новый продукт, в конце прошлого года Lotte удвоила производственные мощности и даже начала экспортировать Kloud в Лос-Анджелес, где большая корейская диаспора.
Ключевой вопрос для чеболей - наследование и преемственность: основатели стареют и отходят от дел, а наследники вступают в тайное или даже явное противостояние за контроль над многомиллиардными империями. Через это пришлось пройти Samsung, Hyundai, Kumho... Но в случае Lotte такое противостояние, кажется, уже исключено. Шин Гёк Хо, сохраняющий должность главного председателя Lotte, разделил свои акции между сыновьями, сообщали корейские и японские СМИ. Старший сын Шин Донг Джу ранее получил в управление японский бизнес - Lotte Holdings, младший, Шин Донг Бин, - корейский, Lotte Group. В прошлом году братья наперегонки начали скупать акции различных подразделений Lotte с рынка, стараясь собрать больший пакет. И в январе этого года грянула сенсация: было объявлено, что Шин Донг Джу лишается всех руководящих постов во всех компаниях группы Lotte. Сыновья отказались комментировать решение своего отца - корейское общество по-прежнему очень иерархично.
Lotte Group
Многопрофильный холдинг Акционеры: контрольный пакет у семьи основателя Шин Гёк Хо. Финансовые показатели (2013 г.): Выручка - $75 млрд, Прибыль - $3,27 млрд.
К 2018 г. Lotte поставила себе цель удвоить продажи и войти в число 10 крупнейших корпораций Азии. Такой рост возможен только в глобальном масштабе. И Шин Донг Бин меняет корпоративную культуру компании, используя лучшие мировые практики: корейцы должны работать меньше, но эффективнее; у группы, основной бизнес которой - розничная торговля, где 70% покупок совершают женщины, треть топ-менеджеров должны быть женщины...
Только бизнесом интересы Шин Донг Бина не ограничиваются: он владелец двух бейсбольных команд, в Японии и Корее; в ноябре прошлого года был избран президентом Корейской ассоциации лыжного спорта, и теперь его сверхзадача - подготовить к Олимпиаде-2018 лыжников, которые смогут достойно представлять свою страну на домашних Играх. Об этом и многом другом Шин Донг Бин рассказал в своем первом интервью российскому СМИ.
- Я думаю, что розничная торговля. Она сейчас дает 40% оборота нашей группы, и мы верим, что и в будущем она будет оставаться лидирующим направлением нашей деятельности по темпам роста. Чтобы поддержать темпы роста, в 2014 г. мы приняли стратегию многоканального развития розничной торговли, у нас для этого есть все: от гипермаркетов и универмагов до «магазинов на диване» и онлайн-торговли плюс собственные IT-решения и финансовые сервисы. Я уверен, что, когда наша стратегия будет реализована, мы встанем в один ряд с глобальными компаниями этого сектора, такими как Amazon.
Исторически наша группа была создана как производитель кондитерских изделий, но сегодня кондитерские изделия, безалкогольные и алкогольные напитки - это только 10% оборота. С точки зрения перспектив роста это по-прежнему солидный бизнес: темпы роста там не рекордные, но удовлетворительные. И вне зависимости от того, в каком состоянии находится экономика, этот бизнес остается очень стабильным.
- Теперь хорошо - благодаря китайским туристам [начавшим приезжать в Корею]. Число российских туристов с прошлого года также растет благодаря отмене визового режима между Россией и Кореей. Даже несмотря на значительное ослабление рубля, в Корею из России в прошлом году приехало на 30% больше туристов, число россиян [в пятизвездочном] Lotte Hоtel Seoul выросло на 20%.
Хотя в целом, конечно, гостиничный и туристический бизнес очень зависит от состояния экономики и отличается очень серьезными колебаниями: например, из-за прошлогодних протестов в Гонконге загрузка гостиниц в регионе очень упала.
Ключевые факторы успеха
- Lotte - корейский чеболь, но исторически инкорпорирована как японская компания, поскольку наш главный председатель [Шин Гёк Хо] учился в Токио (тогда Корея была колонией Японии) и основал там компанию после окончания Второй мировой войны. Позже он начал инвестировать в Корею. Уровень экономического развития Японии и Кореи тогда очень сильно различался, и наш главный председатель решил: в дополнение к производству продуктов неплохо было бы открыть универмаг в Корее. Он предвидел большой рост в розничной торговле в Корее - именно так и случилось. Это стало одним из ключевых факторов успеха Lotte. Мы начали как оператор универмагов, а затем добавили гипермаркеты, супермаркеты, магазины «у дома» и duty free.
- (Смеется.) Отец обожает Гете и однажды рассказал, что мечтал быть Вертером. Надо принимать во внимание, что в то время он был студентом, учился в чужой стране и, очевидно, страдал вдали от родины и близких. Лотту в романе Гете обожают все, и, выбирая такое имя для своей компании, отец хотел, чтобы и ее любили все клиенты.
- Есть издания на корейском, японском, английском и немецком. Много лет назад я учил немецкий, но, честно признаюсь, что «Страдания юного Вертера» в оригинале не читал (смеется).
- С 2001 г. Lotte купила 60 компаний. Естественный рост дает нам 2/3, поглощения - 1/3 роста. Но мы не хотим идти в сферы бизнеса, совсем новые для нас, предпочитая развиваться в тех, которые нам знакомы и понятны. Судостроением, автомобилями или самолетами мы заниматься не собираемся. Мы хотим оставаться рядом с конечными потребителями.
Единственное исключение - нефтехимия. Но даже в нефтехимии мы в том числе работаем и для конечных покупателей, являясь поставщиками комплектующих для телекоммуникационных и автомобильных компаний. Крупнейшая нефтехимическая компания Кореи - LG Chem, мы конкурируем с ними. Они незначительно больше нас, но у нас выше темпы роста.
- Гостиничный бизнес отец начал развивать по просьбе корейского правительства. Наш первый отель [пятизвездочный] Lotte Hotel Seoul [на 1120 номеров] мы открыли в 1977 г. - до этого в Корее не было высококлассных отелей, и Корея как туристическое направление не существовала. Сегодня ситуация радикально другая. Конечно, помогли и летние Олимпийские игры, которые Сеул принимал в 1988 г. До этого момента основной поток иностранных туристов концентрируется в Сеуле. Но в 2018 г. Корея будет принимать зимние Олимпийские игры, и я надеюсь, что после этого туристы начнут приезжать в Корею и чтобы кататься на горных лыжах, и чтобы узнать корейскую природу. Что, естественно, будет очень хорошо и для Lotte.
- Не будет. Потому что мы собираемся построить отель в курортном городе Сокчхо, где очень красивый пляж, - это недалеко от Пхенчана, всего 30 минут езды.
- Я был в Сочи года за три-четыре до начала Игр. Тогда многие объекты еще только начинали строиться, и я, честно говоря, сомневался, успеют ли все достроить. Но Олимпиада в Сочи прошла столь блестяще, что нам, корейцам, теперь надо трудиться очень упорно для организации будущих Игр.
Новые возможности в России
- Мы поставляли наши кондитерские изделия и мороженое на российский Дальний Восток из Кореи и завоевали там значительную долю рынка. И я подумал: почему нам не повторить то же самое в европейской части России? А собственный высококлассный отель в Москве - это помимо бизнеса прекрасный имиджевый проект, который будет работать на репутацию группы. Так и случилось: Lotte Hotel Moscow заработал отличную репутацию, и теперь мы собираемся открыть Lotte Hotel в Петербурге. Это будет классический люксовый отель, не апарт-отель, инвестиции в него составят $140 млн, и он должен быть открыт в 2017 г.
- Потому что кризис - это в том числе и новые возможности. Большая часть наших компаний торгуются на бирже, но Lotte Hotels & Resorts - нет, поэтому мы можем позволить себе рисковать, не опасаясь негативной реакции фондового рынка. В то время как другие наши бизнесы дают нам по 8-10% оборота и более, гостиничный бизнес - пока всего 2-3%, т. е. для группы это небольшой риск. Здание отеля мы покупаем в собственность, и я уверен, что в будущем эта недвижимость будет дорожать.
- Да, мы ведем переговоры по управлению двумя отелями в Центральной России. Отели - это очень хорошо для брендинга. Кроме того, в следующем году мы собираемся удвоить мощности нашей кондитерской фабрики в Калуге.
Еще раз: мы рассматриваем кризис как время возможностей для нас, поскольку мы всегда смотрим на долгосрочную перспективу. Наши инвестиции - это наши обязательства: мы здесь и собираемся развиваться здесь.
- Наши инвестиции в завод в Калуге, отель и универмаг в Москве составили $750 млн. В ближайшие три года мы инвестируем в Россию еще $500 млн. Таким образом, Lotte Group вложит в Россию более $1 млрд и станет крупнейшим корейским инвестором в России.
$100 млн за разрешение
- Сконструировать и построить несложно. Сложнее всего получить разрешение. Чтобы получить разрешение на строительство Lotte World Tower в Сеуле, нам понадобилось почти 20 лет. Дело в том, что неподалеку от нашей башни располагается небольшой аэродром, который используется по большей части корейскими ВВС. Возникла серьезная дискуссия: нарушает ли наш небоскреб высотный регламент, который требуется аэродрому, или нет. Переговоры продолжались почти 20 лет, и в результате мы потратили почти $100 млн, чтобы развернуть взлетно-посадочную полосу аэродрома на три градуса.
- Нет - потому что правительство хотело комплекс зданий такого уровня в городском центре. В Lotte Center Hanoi расположены офисы, апартаменты, магазины, а также посольства семи государств, включая ФРГ и Малайзию.
- Да, и не только штаб-квартира. С 61-го по 85-й этаж в небоскребе будут апартаменты, в том числе и моя новая квартира. А еще выше, на 86-119-м этажах будет шестизвездочный, самый высокий в мире, отель. Надеюсь, с соответствующими - самыми высокими в мире - ценами (смеется).
- Часть нашего земельного участка, на котором находится Lotte World Tower, мы передали городу, чтобы он смог расширить прилегающие дороги. В подземной части башни будет огромное парковочное пространство на 3500 автомобилей, включающее парковки для автобусов. Так что пробок быть не должно. Я считаю, что высокое здание с прилегающими широкими дорогами лучше, чем маленькое с узкими.
Изменить ментальность
- Потому что корейская экономика была менее развитой и росла гораздо быстрее японской. В течение последних 20 лет наш корейский бизнес растет в среднем на 16% в год. В то время как японская экономика стоит на месте. 20 лет назад многие японские компании были лидерами мировой экономики - Sony, например; сегодня это совсем не так. В Японии у нас производство кондитерских изделий, мороженого, ресторанный бизнес и один отель в Токио.
- Такаюки Цукуда, который до этого был президентом Lotte Holdings.
- Вы шесть лет проработали в Лондоне в инвестбанке Nomura. Какой опыт вы там приобрели?
- 20 лет назад, когда я присоединился к Lotte Group, наши компании не были публичными - мы занимали деньги у банков. Теперь, когда большая часть наших компаний котируется, мы можем привлекать деньги гораздо дешевле и вариантов финансирования у нас намного больше. И это одна из тех причин, почему в последние 20 лет мы показываем столь высокий рост.
Я стараюсь посещать собрания акционеров и встречи с инвесторами. Всякий раз, когда я бываю на них, мне задают очень сложные вопросы - как правило, задают управляющие европейскими или американскими фондами, у которых более краткосрочное видение и которые нацелены на быстрое реагирование. Но я нахожу, что это очень хорошо: если бы я не услышал этот вопрос там, я бы, может быть, вообще не задумался об этой проблеме.
С другой стороны, контроль над группой остается в руках семьи. И это дает нам возможность, во-первых, выстраивать долгосрочную стратегию и принимать риски, а во-вторых, принимать решения быстро.
- Исторически только вышестоящие начальники оценивали нижестоящих, но теперь мы развернули эту систему на 360 градусов: теперь и нижестоящие сотрудники оценивают своих начальников, а также люди на сопоставимых позициях. Это позволяет увидеть более объективную картину. Кроме того, это способствует развитию демократии в компании. В корейской корпоративной культуре начальник - это все, его распоряжение - закон. Мы хотим сделать систему гибче. Конечно, это небыстрый процесс - изменения идут уже 10 лет, с тех пор как я занял пост вице-председателя Lotte. В том числе мы стараемся перенимать опыт наших бизнес-партнеров - таких как PepsiCo, Canon, - мы многому у них учимся, сочетая их лучшие бизнес-практики с нашей корпоративной культурой.
- Во-первых, почему мы приняли такое решение. Потому что женщины составляют 70% покупателей наших кондитерских изделий и в наших универмагах. 20 лет назад, когда я начал работать в Lotte Department Store, все решения там, направленные в том числе и на женскую аудиторию, принимались мужчинами. Это, мягко говоря, странно. Уже тогда я понял - такую систему надо менять, иначе мы не выживем. Сегодня среди наших директоров порядка 5% - женщины. Конечно, в абсолютных цифрах это все еще очень мало, но по сравнению с другими корейскими компаниями много. К 2020 г. минимум 30% наших директоров будут женщины. Обязательно будут. В корейской ментальности строительство или нефтехимия - это мужские отрасли. Нет. Мы должны эту ментальность изменить.
- На локальных рынках мы привлекаем местных менеджеров. Например, в Казахстане, где у нас есть кондитерская фабрика, у нас всего два корейских менеджера, а остальные - местные. А программа повышения руководителей охватывает не только корейских менеджеров, но и иностранных. Например, в прошлом году в топ-менеджмент (executive posts) были введены управляющий Lotte Hotel Moscow Мортен Андерсен - он датчанин и Джозеф Бунтаран, руководитель оптовых продаж Lotte Mart Indonesia. Пока у нас есть целевые показатели только по проценту женщин в руководстве компании, но через 3-5 лет, думаю, появится следующий - по доле иностранцев в топ-менеджменте. Тогда, думаю, наши советы директоров будут проходить на английском вместо корейского. Вернее, такая практика у нас уже есть: в начале марта во Вьетнаме состоится ежегодное совещание директоров нашей компании, которая занимается продуктами питания, там будут менеджеры из Кореи, Японии, России, Казахстана, США и всех наших прочих стран - и там мы будем говорить по-английски.
- Мы хотим повышать эффективность труда и Family Love Day - одна из мер по достижению этой цели. Корейцы привыкли проводить на работе слишком много времени. И в некоторых случаях просто потому, что коллега остается в офисе: мне уже нечего делать, но я буду сидеть на работе, потому что и коллега сидит. Это глупо. Поэтому мы и ввели Family Love Day: чтобы побудить людей работать эффективнее и раньше уходить с работы. Изначально, когда мы ввели этот день, люди все равно продолжали сидеть до 22 часов. Но теперь мы просто отключаем [в 18 часов] кондиционирование и интернет, чтобы люди не могли работать и расходились по домам, к семьям.
- (Смеется.) Теперь я стараюсь уходить с работы раньше. Я прихожу в офис в 8.30 и стараюсь уходить до 19.00.
- Да. Минимум два раза в месяц я отправляюсь в страны Юго-Восточной Азии, Китай, Россию, раз в месяц езжу в Токио. Получается, что где-то четыре месяца в году я провожу вне Кореи.
Море, лыжи и бейсбол
- Летний.
- (Смеется.) На горных лыжах я тоже катаюсь. Раз или два в году - в Корее, один раз - в Саппоро.
- Я только-только приступил к выполнению своих новых обязанностей - меня избрали президентом ассоциации в ноябре прошлого года. Что меня сразу удивило: какую слабую поддержку оказывало государство спортсменам-лыжникам. В коньках - фигурном катании и особенно шорт-треке - у нас есть сильные спортсмены. Но в лыжах ситуация совсем другая, из-за отсутствия поддержки наши спортсмены вынуждены были тренироваться в очень плохих условиях. И что происходит: если у вас нет сильных спортсменов, способных в том или ином виде спорта бороться за медали, болельщики на эти соревнования просто не придут. А это очень плохо для домашней Олимпиады. Поэтому нужно создать условия для подготовки спортсменов и стимулы для них. Обычно призовые устанавливаются только для обладателей медалей Олимпиад, но мы установим также призовые и для спортсменов, которые займут 4-6-е места. Но для меня важно не только, сколько медалей завоюют наши лыжники, но и сколько зрителей придет на их соревнования.
- (Смеется.) Горные лыжи - это мое хобби, в бейсболе я не так хорош. Но бейсбол - это очень увлекательное зрелище для болельщика.
- Да. Исторически бейсбол был более популярен в Японии, чем в Корее, но теперь и в Корее все больше зрителей ходит на бейсбол - думаю, что по популярности бейсбол в Корее уже догнал Японию.
- (Улыбается.) Нет. Наш главный председатель спрашивает меня, почему мы тратим столько денег на бейсбол. Но в Японии убыточны все бейсбольные команды за исключением одной, а в Корее - все команды без исключения. Интерес телевидения не слишком высок, а зарплаты спортсменов, напротив, очень высоки.
- Совершенно точно нет. Я кореец.
- Как обычных детей. И сейчас они живут обычной жизнью, а их работа никак не связана с Lotte. Мой сын работает в Nomura, как и я когда-то, - он устроился туда самостоятельно, без моего участия. Сейчас компания отправила его на обучение в США - он вновь студент. Моя старшая дочь работает в рекламном агентстве, независимом от нас, и моя младшая дочь тоже вышла на работу в компанию, не связанную с Lotte.
А что касается богатства, то большая часть моего состояния - бумажная, оно в ценных бумагах. И хотя они числятся за мной, я воспринимаю их как активы компании, не свои.
Сеул