Ювелирная сеть Pandora признала Россию одним из ключевых рынков
В IV квартале 2014 г. выручка сети в России могла составить около 19,7 млн евро
Датская ювелирная группа Pandora, известная браслетами с подвесками, впервые назвала Россию одним из своих ключевых рынков: в IV квартале 2014 г. на нее пришлось 15% европейской выручки (за исключением Германии и Великобритании), следует из отчета компании за прошлый год.
Европейские продажи группы в октябре - декабре составили 981 млн датских крон (131,8 млн евро). Таким образом, в России за этот период они достигли примерно 147 млн крон (19,7 млн евро). Рост составил 34%, отметил представитель Pandora; в основном за счет расширения сети, указывает в отчете компания. Но сопоставимые продажи по-прежнему низкие - на трафик магазинов влияет нестабильная политическая ситуация в стране, а рост сети в России в конце года замедлился, указывает группа.
IV квартал был для Pandora самым сильным за всю историю, в итоге весь год стал очень успешным для группы, приводятся в сообщении компании слова ее гендиректора Аллана Лейтона. Выручка Pandora по итогам 2014 г. составила 11,9 млрд датских крон - на 32,5% больше, чем годом ранее, сказано в отчетности компании. Наибольший рост показали Азиатско-Тихоокеанский регион (рост 53,5%, или 58,1% в местной валюте) и Европа (41,1%, или 38,8% в местных валютах). При этом общий вклад России в годовую выручку группы ее представитель не раскрывает.
В России сеть магазинов бижутерии и ювелирных изделий под брендом Pandora развивает ЗАО «Панклуб», фирма входит в группу Trellas. Trellas - головная компания ГК «Связной», основанной Максимом Ноготковым; она контролирует «Связной банк» и нидерландскую Svyaznoy N.V., управляющую крупной в России сетью салонов связи «Связной» и онлайн-ритейлером Enter.
Ноготков получил пятилетнюю франшизу на развитие Pandora в России в 2010 г. На конец 2014 г. сеть в России состояла из 230 магазинов. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ЗАО «Панклуб» в 2013 г. - 6,2 млрд руб., чистая прибыль - 1,7 млрд руб. (данных за 2014 г. еще нет). В отличие от многих проектов Ноготкова, ювелирная сеть - «очень прибыльный» бизнес. «Pandora зарабатывает достаточно, чтобы приносить группе дивиденды, маржа в этом проекте двузначная», - признавался он «Ведомостям» год назад.
Pandora выросла в цене
В мае прошлого года 35% акций «Панклуба» приобрел «Сбербанк CIB» и выдал компании кредит «на общекорпоративные цели», в том числе для рефинансирования кредитного портфеля. Общая сумма сделки превысила 13,6 млрд руб.; какая часть пришлась на кредит, стороны не раскрывали. Спустя несколько месяцев у Ноготкова начались проблемы: он просрочил выплаты по кредиту на сумму около $120 млн группе «Онэксим» Михаила Прохорова. В общей задолженности «Связного» более чем 60 млрд руб. на «Панклуб» приходится примерно четверть, говорили ранее «Ведомостям» люди, близкие к «Связному» и кредиторам Ноготкова. В итоге бизнесмен фактически потерял контроль над Trellas (подробнее см. статью на стр. 10).
Ноготков заявил «Ведомостям», что партнеры из Дании «полностью в курсе» ситуации вокруг его активов и о ней он «сообщил им достаточно давно». Договор франшизы продлен до 2017 г., утверждает он, но контракт с Pandora, заключенный в 2010 г., содержит базовое условие: при смене контроля [над «Панклубом»] франшиза может быть отозвана. Представитель датской Pandora отказался обсуждать бизнес ее российского партнера. Представитель «Сбербанк CIB» на запросы «Ведомостей» не ответил.
На рынке ювелирных украшений кризис скажется безусловно: такие покупки эмоциональны, к тому же украшения Pandora довольно дорогие, считает гендиректор Inventive Retail Group Тихон Смыков (развивает испанскую ювелирную сеть Unode50). В нынешних экономических условиях поддерживать рост на рынке с существенным присутствием довольно сложно, добавляет он.