В экранизации «Пятидесяти оттенков серого» романтика победила эротику
Картина по бестселлеру Э. Л. Джеймс похожа на пирожное, замаскированное под игрушку из секс-шопаОни, конечно, зайчики. Оба. И невинная, хлопающая глазами студентка литературного отделения Анастейша Стил (Дакота Джонсон). И загадочный молодой миллиардер Кристиан Грей (Джейми Дорнан), президент корпорации «Грей», обладатель роскошного пентхауса, обширного автопарка и вертолета, любитель серых галстуков, наручников и плеток в ассортименте. В финале он обещает ударить ее шесть раз, она выдерживает три и уходит, рыдая, но любя (продолжение последует).
Это считается эротическим фильмом с элементами садомазохизма. Он поставлен женщиной-режиссером Сэм Тейлор-Джонсон по бестселлеру, написанному бывшей работницей телевидения, домохозяйкой и фанаткой «Сумерек» под псевдонимом Э. Л. Джеймс. За первый уикенд картина собрала по всему миру почти $240 млн. А в России положила конец спорам о фильме «Левиафан».
Действительно, вместо суровой российской действительности теперь можно обсудить, например, брюшной пресс артиста Джейми Дорнана. Правда, больше обсуждать в нем нечего (есть еще ягодицы, но они показаны, кажется, лишь однажды, коротко и стыдливо, хотя и художественно - в зеркале). Еще интересно поговорить о кофточке и блузке Анастейши, в которых она в начале фильма идет брать у миллиардера интервью для студенческой газеты. Ничего более ужасного художники по костюмам не создавали давно. Неудивительно, что две первые русскоязычные рецензии на фильм вышли под заголовком «Бедная Настя».
Можно сказать, что сюжет «Пятидесяти оттенков серого» в основном украден из «9 ½ недель», но было бы что воровать. Просто и там богатый плейбой с садистскими наклонностями очаровывал и мучил девушку-гуманитария. Теперь, на фоне «Пятидесяти оттенков серого», эротический хит 1986 г. кажется не то чтобы искусством, но фильмом более живым и чувственным. Микки Рурк с приклеенной к лицу улыбкой все-таки выглядел опытным и опасным, а Ким Бейсингер пленяла взрослой женственностью. Глядя на нее, мужчины могли вожделеть, а женщины восхищаться. Но для современного маркетинга все это не нужно. Главное, чтобы с героиней теоретически могла отождествить себя любая зрительница: это и гуманней, и рентабельней. А мужскую аудиторию маркетологи, очевидно, не берут во внимание вовсе, учитывая опыт «Сумерек», где 80% публики составлял прекрасный пол. «Пятидесяти оттенкам серого» мужчины не просто не нужны, а даже вредны, потому что будут весь сеанс хохотать и мешать трепетным переживаниям целевой аудитории.
В промокампании фильма упор был сделан на романтику, а не на садомазохизм, и реклама не обманула. Садист-миллиардер ведет себя как неопытный влюбленный юноша, только все время нудит о контракте, в котором должны быть прописаны все детали BDSM-отношений. С контрактом связана единственная сцена фильма, которую можно с натяжкой назвать жесткой. В ней Кристиан и Анастейша, сидя за офисным столом, согласовывают пункты договора: «Анальный фистинг?» - «Вычеркиваем». Когда возбужденный сухим перечислением вариантов физического контакта герой уже готов наброситься на героиню, она решительно уходит. Потому что нечего. Сперва ужин при свечах.
И бедный миллиардер старается как может. Катает студентку на вертолете и параплане, обновляет ей гардероб, дарит макбук и автомобиль, знакомит с родителями, томно играет на рояле в одних подштанниках. И смотрит с мольбой: ну теперь-то можно плеточкой?
Обидно, да
Многие члены BDSM-сообщества сочли книгу и фильм оскорбительными, потому что в «Пятидесяти оттенках серого» не соблюдаются базовые этические нормы BDSM-отношений - «безопасность, разумность, добровольность».
Но студентке плеточки не интересны, она хочет, чтобы все как у людей: держаться за ручки и спать в одной постельке. Ладно, иногда она согласна зайти в «игровую комнату», уставленную интересными приспособлениями и напоминающую секс-шоп. Там Кристиан наконец-то фиксирует Анастейшу и охаживает хлыстиком так нежно, словно щекочет. Но и это обычно просто прелюдия к вполне традиционному сексу, который в «Пятидесяти оттенках серого» показан так же приторно, как и все остальное.
О психологических подпорках сюжетной конструкции говорить нелепо. Тут не знаешь, чему больше удивляться: тому, что миллиардер стал ухаживать за невзрачной студенткой в чудовищной кофточке, или тому, что не выгнал ее после первого же отказа от порки и не вызвал девушку, которой это понравится.
Роман я, признаюсь, не читал. Поэтому, как в анекдоте про зрительницу порно, которая верила, что герои в конце поженятся, ждал какого-нибудь крутого поворота - ибо безо всякой надежды смотреть это кино невозможно совсем. И надежда была. Ее внушал шофер главного героя в исполнении брутального Макса Мартини. Он так значительно молчал и смотрел так строго, что казалось, в какой-то момент должен зайти в «игровую», где невинно резвятся зайчики, и как следует отшлепать обоих.
И однажды он действительно вошел в пентхаус внезапно, без спроса, суровый и деловитый.
Но с ним была приемная мама героя. А при маме, конечно, нельзя.