Энергетические гиганты E.On и RWE вынуждены менять бизнес-модели
Из-за масштабного развития в Германии субсидируемой государством возобновляемой энергетикиТысячи немцев устанавливают на крышах своих домов солнечные панели, зарабатывая на электроэнергии, которую они генерируют и поставляют в электросети по тарифам выше рыночных. Повышенную плату такие производители зеленой электроэнергии получают за счет госсубсидий (на 20 млрд евро в год), из-за чего электроэнергия в Германии для домохозяйств в целом одна из самых дорогих в Европе. В борьбе с изменением климата Германия хочет к 2050 г. вырабатывать 80% электроэнергии из возобновляемых источников. Такая политика бьет по E.On и RWE.
Если раньше в Германии было несколько ведущих поставщиков электроэнергии во главе с E.On и RWE, то теперь появляется все больше небольших игроков. По мнению ряда аналитиков, такой сценарий может повториться во многих других странах и энергокомпаниям, работающим на ископаемом топливе и атомной энергии, пора менять традиционную бизнес-модель.
Энергокомпании по всему миру внимательно наблюдают за тем, как политика Германии влияет на европейский рынок, говорит аналитик CF Partners Роланд Веттер: «Высокие субсидии привели к росту выработки электроэнергии из возобновляемых источников, что уронило оптовые цены и нанесло серьезный удар по прибыльности интегрированных энергетических компаний».
Немецкие игроки по-разному реагируют на ситуацию. Так, E.On выделяет традиционную генерацию в отдельную компанию, которая будет освобождена от долговых обязательств и займется выводом из эксплуатации АЭС. Сама E.On сосредоточится на возобновляемой энергетике. E.On обещает, что выделенная компания увеличит дивиденды. А в E.On дивидендные выплаты будут ограничены из-за инвестиций в возобновляемую энергетику, где она будет более конкурентоспособна, так как ей не нужно будет вкладывать средства в традиционную генерацию.
Снижение стоимости инфраструктуры делает ветряную и солнечную энергетику более привлекательной с финансовой точки зрения, отмечает Патрик Грайхен, исполнительный директор исследовательского центра Agora Energiewende. Ведущие немецкие компании сначала лишь наблюдали, как новые конкуренты отнимают у них рыночную долю, отмечает Грайхен, но затем создали соответствующие подразделения. «Гендиректор E.On теперь решил разрешить этот конфликт, разделив активы», - говорит он. RWE, наоборот, останется интегрированной компанией и сосредоточится на снижении издержек. RWE сокращает сотрудников, капитальные расходы и продает нефтегазовое подразделение RWE Dea компании LetterOne Михаила Фридмана.
Некоторые аналитики видят в намерении E.On сосредоточиться на возобновляемой энергетике и консультировать домохозяйства и компании по вопросам энергоэффективности логичную бизнес-модель будущего. Но не ясно, достаточно ли у них компетенции, чтобы продавать новые услуги. «В любой подобной революции именно компании, находящиеся ближе всего к клиентам, в конечном итоге переживают изменения. Мне интересно, способны ли энергетические компании оседлать эту волну или она захлестнет их», - говорит Стивен Вудхаус, директор консалтинговой компании Poyry.