Инвесторы в ветроэнергетику смогут снизить уровень локализации

Минэнерго готово пойти им навстречу и смягчить условия строительства станций
М.Стулов
М.Стулов / Ведомости

Минэнерго согласилось с мнением рынка и предлагает существенно поменять условия поддержки ветряной энергетики на оптовом рынке, следует из письма заместителя директора департамента развития электроэнергетики Егора Гринкевича президенту Российской ассоциации ветроиндустрии Игорю Брызгунову (есть у «Ведомостей»). Письмо датировано 29 декабря, но с тех пор позиция министерства не поменялась, уточняет человек, с ней знакомый. Представитель Минэнерго не ответил на вопросы.

Механизм поддержки развития зеленой энергетики действует с 2013 г. и предполагает возврат инвестиций для девелоперов с доходностью примерно в 14% за счет повышенных платежей со стороны потребителей энергии на оптовом рынке. Право строить прибыльные электростанции инвесторы должны получать на конкурсах. Но если «солнечные конкурсы» вызвали ажиотаж, условия для развития ветроэнергетики были невыполнимы: требования по локализации завышены (65% с 2016 по 2020 г.), предельные капзатраты, наоборот, занижены (около 66 000 руб./кВт), срок поддержки короткий (2014-2020 гг.) и непривлекательный с точки зрения локализации, когда заводы надо быстро построить, а через несколько лет - закрыть, писали участники рынка в правительство. Ежегодные объемы строительства надо сократить, растянув программу по срокам, тогда это будет интересно производителям и без снижения уровня локализации, рассказывали они. В конце года к лоббистам присоединился предправления «Роснано» Анатолий Чубайс, который, наоборот, просил сохранить высокую локализацию. В декабре вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минэнерго, Минпромторгу и Минэкономразвития до 1 марта подготовить изменения требований по локализации и продлению действия программы без увеличения объемов.

М.Стулов

Минэнерго предлагает снизить локализацию даже больше, чем просили участники рынка: до 20% в 2016 г., до 30% в 2017 г., в 2018-2019 гг. установить в 45%, а с 2020 г. - 65%, говорится в письме. Предельные капзатраты нужно пересчитать, исходя из нового курса валют, но не для всей суммы, а только для «импортной части». Минэнерго также предлагает не снижать доходность по проектам с 14 до 12% в 2015 г., сохранив ее до 1 января 2017 г. Снижение локализации до 20-30% равносильно отказу от нее: этот уровень можно обеспечить за счет строительных, монтажных и других работ на территории России, считает гендиректор ХК «Композит» (входит в «Роснано») Леонид Меламед (его слова передал представитель). В результате российские потребители будут субсидировать импорт дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, хотя логика программы была в создании в России собственного производства, заключает он. «Русский ветер» готов был обеспечить локализацию на уровне 55% уже в 2015 г., говорит гендиректор компании Евгений Николаев. При такой низкой локализации в первые два года будут разыграны 80% объема, так что переносить за 2020 г. будет нечего, расстроен он. При низких требованиях по локализации и увеличенных капексах для всех проектов программа выглядит более реалистичной, считает директор ГК «Энергия солнца» Илья Павлов (ГК должна построить 105 МВт в 2016-2017 гг.). По такому пути шел Китай: сначала покупали турбины, а потом постепенно закручивали гайки, повышая локализацию, напоминает он.

Но Минэкономразвития и Минпромторг против снижения требований по локализации, говорят представитель Минэкономразвития и собеседник в Минпромторге. Учитывая высокие требования по локализации, пересмотр затрат исходя из валютных курсов не оправдан, настаивает представитель Минэкономразвития.

Пересмотр капзатрат по плану Минэнерго в отношении неразыгранных 3,1 ГВт приведет к росту нагрузки на потребителей до 26 млрд руб. (+1,3% к конечной цене), подсчитала Наталья Порохова из ЦЭП Газпромбанка. В случае неспособности инвесторов выполнить обязательства по локализации проведение конкурсов по отбору проектов необходимо отменить, считает представитель НП «Сообщество потребителей энергии».