Renault приостановит сборку автомобилей в Москве

На «АвтоВАЗе» выпуск моделей компании продолжится
А.Махонин
А.Махонин / Ведомости

Московский автозавод Renault («Рено Россия») в феврале приостановит выпуск машин на 2-3 недели, рассказали «Ведомостям» два контрагента компании. Завод не будет работать с 16 февраля по 6 марта, подтвердил представитель Renault, но подробности не раскрыл. «Причина - рынок», - был краток он. Основная причина - неполная загрузка из-за продолжающегося падения рынка, а также переноса в 2014 г. производства части моделей на «АвтоВАЗ», объясняют собеседники «Ведомостей».

В 2014 г. продажи Renault в России упали на 7% до 194 531 автомобиля (весь рынок сократился на 10,3%), в январе - на 32% до 8809 (рынок - на 24,4%), гласят данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Завод «Рено Россия» мощностью 188 000 машин в год выпустил в 2014 г. 150 700 автомобилей, следует из данных «АСМ-холдинга». Помимо собственных моделей (Duster, старые Logan и Sandero и др.) завод произвел по контрактной схеме 10 833 кроссовера Nissan Terrano. «АвтоВАЗ» по заказам Renault выпустил 58 740 автомобилей Renault (новые Logan, Sandero, Sandero Stepway).

Дилеры Renault, опрошенные «Ведомостями», говорят, что не знают о возможной приостановке завода. Но шаг ожидаемый - продажи падают, замечают они. По мнению дилеров, помимо общего сокращения спроса продажам Renault в России мешают значительный рост цен (на 26% с сентября, по оценке PwC), а также усиление позиций корейских марок. Для сравнения: в январе продажи Hyundai, у которой с сентября цены выросли на 7%, подскочили на 15% до 12 707 автомобилей (марка занимает 2-е место после Lada), а Kia, машины которой подорожали на 14%, смогла увеличить продажи на 1% до 11 346 шт., по данным АЕБ.

Вернуться в прошлое

По базовому сценарию PwC российский рынок легковых автомобилей начнет восстанавливаться с 2016 г., а в 2020 г. выйдет на уровень 2012 г., когда в нашей стране были проданы рекордные 2,8 млн машин. К 2025 г. рынок будет на уровне 3,1 млн шт., уровень автомобилизации (количество автомобилей на 1000 человек) возрастает до 350–400 шт.

Сокращать производство автомобилей в России в этом году будут практически все заводы, уверен аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. При текущем спросе (по базовому сценарию PwC в 2015 г. рынок легковых автомобилей сократится на 35% до 1,52 млн шт.) загрузить их мощности (в совокупности - около 3 млн шт. в год) нереально, объясняет он. Поэтому, как и в 2014 г., на заводах периодически будут простои, сокращения смен, рабочей недели, добавляет эксперт. Массовых сокращений Беспалов не ожидает: компании в основном уже оптимизировали штат в 2014 г.

General Motors (минус 69,8% в январе, по данным АЕБ) уже объявила, что ее петербургский завод не будет работать с 23 марта по 15 мая (за исключением цеха крупноузловой сборки). Возможны приостановки и на петербургском заводе Nissan (минус 18%), говорит представитель компании.

Другие автопроизводители уверяют, что не планируют приостанавливать производство. Об этом заявили «Ведомостям» представители «АвтоВАЗа» (минус 26%), Hyundai, Toyota (минус 14%), Ford Sollers (минус 57%) и «Соллерса». Впрочем, «АвтоВАЗ» в 2015 г. продолжит снижать численность персонала: его штат уменьшится на 1100 человек.

«Мы продолжаем развивать локальное производство, - говорит представитель Toyota. - Например, до конца I квартала 2015 г. на заводе Toyota в Санкт-Петербурге начнется производство новой Toyota Camry с новым бензиновым двигателем объемом 2 л и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач». Несмотря на экономическую ситуацию, Nissan «считает российский автомобильный рынок перспективным и видит в нем потенциал для дальнейших инвестиций», подчеркивает представитель компании.