Евросоюз потребовал назначить цену инвестиционным аналитикам
С 2017 г. клиенты должны будут платить за конкретные аналитические продуктыПравила ЕС, вступающие в силу в 2017 г., призваны исключить возможность конфликта интересов. Регуляторы требуют, чтобы банки перестали платить аналитикам из комиссионных, которые получают от клиентов за сделки с акциями. Barclays, Citigroup, Credit Suisse и Deutsche Bank вместе с клиентами разрабатывают методику оценки стоимости аналитики, рассказывают их представители. Цены будут начинаться от $50 000 в год за стандартную подписку до миллионов долларов за исследования на заказ и открытый доступ.
У UBS цены за аналитические услуги уже зависят от популярности эксперта и спроса в конкретном сегменте. Самые популярные аналитики стоят в 4-5 раз дороже рядовых коллег, говорит операционный директор аналитического подразделения UBS Барри Хуревитц: «Мы создаем рынок для наших аналитиков, предлагая на продажу их время».
Новые правила приведут к сокращению числа банковских аналитиков, поскольку покупателей будет найти труднее. «Некоторые банки уйдут из этого бизнеса или задумаются, нужны ли им по 13-14 человек на каждый сектор», - говорит директор Edison Investment Research Нил Шах.
Но есть опасность, что к самым влиятельным экспертам, комментарии которых способны влиять на котировки, получат доступ только самые богатые клиенты. «Плата за индивидуальные исследования порождает систему суперзвезд, - предупреждает партнер Clifford Chance Саймон Глисон. - Но кто первым узнает, что говорят суперзвезды?»
В США это понимают. В 2014 г. Citigroup заплатил $15 млн, чтобы урегулировать обвинения в организации «ужинов идей», на которых аналитики делились с избранными клиентами прогнозами, которые банк не публиковал. В 2003 г. 10 инвестбанков заплатили рекордные на тот момент $1,4 млрд по обвинениям властей США, что их аналитики завышали рекомендации по акциям компаний - клиентов их инвестбанковских подразделений.
Одни из крупнейших потребителей аналитики, инвестфонды, перекладывают эти расходы на своих вкладчиков. Новые правила ЕС потребуют от них платить за аналитику самим либо согласовать эти затраты с клиентами.
«Аналитики по небольшим европейским компаниям будет меньше, а расходы управляющих и их клиентов - больше», - предупреждает гендиректор Sanford C. Bernstein Роберт ван Бругге, призывая клиентов жаловаться властям ЕС и лоббистам. Европейское управление по ценным бумагам и рынкам (ESMA) получает десятки жалоб от брокеров, независимых аналитических фирм и управляющих активами.