Как разрешить конфликт интернет-сервисов и такси
Таксисты требуют снизить комиссию, которую агрегаторы берут с каждого заказаВ будущую пятницу заказать такси в Москве может оказаться чуть сложнее: водители крупных таксопарков грозят объявить «тихую забастовку» – не выходить на работу и не подключаться к интернет-сервисам. Пока акцию хотят поддержать 1500 водителей (на 1 октября 2014 г. выдано 49 989 разрешений на деятельность по перевозке легковым такси на территории Москвы), рассказывает Олег Амосов, транспортный менеджер компании «ТК-77» и председатель регионального отделения Межрегионального транспортного профсоюза. Хотя забастовка может оказаться настолько тихой, что москвичи ее и не заметят.
Подвези ближнего
Только 31 декабря 2014 г. более 55 000 пассажиров в Москве воспользовались сервисом «Яндекс.Такси». И с каждого заказа компания, у которой нет расходов на бензин, стоянки, штрафы, нет автомобилей, материальных активов и издержек, получает 9%, сетует Амосов. При этом работает в проекте маленькая команда из нескольких сотрудников, замечает он. Амосов убежден, что агрегаторы – «Яндекс», GetTaxi, Uber и другие – делают работу традиционных такси нерентабельной.
Всего за три года интернет-сервисы по вызову такси в самом деле перекроили рынок. «Яндекс» запустил свой сервис осенью 2011 г. и поначалу предлагал таксопаркам подключиться бесплатно. Проект возглавил Лев Волож, сын основателя компании. Год спустя, когда таксисты оценили преимущества сервиса, «Яндекс» ввел плату за услуги: сначала 5%, а потом – 9% от цены заказа (без НДС). Для популяризации коротких поездок продолжительность «минималки» снизил до 10 минут.
Москвичи начали чаще пользоваться такими такси: машины подаются быстро (время подачи онлайн-такси сейчас от 7 до 10 минут), короткие поездки подешевели. В 2013 г. более 10% из 3 млн заказов в Москве поступало через «Яндекс». Более 200 таксопарков в Москве стали его партнерами. «Раньше водителю приходилось прочесывать город в поисках пассажиров, часами дежурить у вокзалов и аэропортов, теперь они получили близкие заказы прямо на смартфон, говорит Тигран Худавердян, руководитель направления мобильных и программных продуктов «Яндекса»: «Передавая заказы в радиусе 5 км, мы сокращаем холостой пробег автомобилей, а значит, затраты на бензин. Расходы на маркетинг и поиск клиентов тоже уменьшаются или вовсе сводятся к нулю». За последний год количество заказов выросло в 2,5 раза. Сейчас в команде «Яндекс.Такси» работает более 30 человек: разработчики, тестировщики, менеджеры по работе с партнерами, служба поддержки.
Говорящие проценты
$1 млрд составлял рынок услуг водителей-частников в Москве в 2013 г., по оценке транспортной компании ASAP. Оборот легального сегмента рынка такси ASAP оценила в $1,58 млрд. На долю онлайн-приложений приходится около 10% легального рынка, подсчитали в консалтинговой фирме «Амико». В конце 2014 г. более чем на 40% уменьшилось число заказов, поступающих в колл-центры традиционных служб такси Москвы, по сравнению с тем же периодом 2013 г., по данным Амосова.
Платят вместо клиента
Агрегаторы повышают комиссию за свои услуги и снижают цену минимальной поездки без учета рентабельности, говорит Амосов. Например, «Яндекс» в прошлом году снизил минимальный тариф до 199 руб. и почти одновременно поднял комиссию. Это связано с развитием сервиса, объяснили в пресс-службе компании: «Мы организовали экзамены и обучение водителей, контролируем качество услуг в офлайне, отточили систему рейтингов, чтобы за хорошую работу водитель мог получать больше заказов». При этом у сервиса самая низкая комиссия на рынке, отметили в компании.
Израильская компания GetTaxi начала работать в Москве в марте 2012 г. Водители и таксопарки, сотрудничающие с GetTaxi, отчисляют ей 15% (без НДС) от цены каждой поездки. Поскольку короткие поездки были маловыгодны для водителей, в компании придумали, как их заинтересовать. GetTaxi стала компенсировать водителям минимальные поездки до 350 руб. При нынешнем тарифе (за минуту 18 руб.) и цене подачи машины (50 руб.) пассажир платит за 10-минутную поездку 230 руб. Разницу ему доплачивает GetTaxi. Сервисом уже пользуются сотни таксопарков в Москве, рассказал Максим Красных, вице-президент по стратегии GetTaxi. Когда компания снизила тарифы на поездки длительностью до 20 минут, спрос на них удвоился.
Агрегаторы зарабатывают на обороте и, поскольку длинных поездок больше, все равно остаются в выигрыше, считает Амосов: «Они, наверное, и приплачивать клиентам готовы, лишь бы они ездили. А что делать нам?»
Поездок короче 8–10 минут в Москве с ее пробками и расстояниями очень мало, говорит Худавердян. Поездки до 5 минут занимают лишь 6% в общем потоке «Яндекс.Такси», до 10–15 минут – 12%. По мнению Худавердяна, легальным такси нужно «работать над ценой и скоростью подачи» – тогда клиенты сами сделают выбор в их пользу.
Вопрос с подвохом
Претензий к агрегаторам у таксистов накопилось достаточно. Много и спорных моментов, связанных со штрафами, которыми агрегаторы облагают водителей, считает Алексей Тощев, управляющий партнер транспортной компании Pershey end Tache. Если пользователь, вызвавший такси, сам же отказывается от заказа, некоторые агрегаторы списывают с водителя штраф, рассказывает он. Это делается для профилактики в любом случае – чтобы водители не вступали в сговор с клиентами, объясняет он. И хотя штрафы небольшие – от 25 до 80 руб., иногда таких случаев у водителя бывает несколько за день.
Тестирование водителей, которое осенью прошлого года ввел «Яндекс», – тоже вызывает недовольство. «Даже лучшие из наших водителей получали на этом тестировании двойки», – замечает Тощев. По его словам, в результатах экзаменов он обнаруживал ошибки. Экзамен выглядит так: в маленькую комнату набивается много людей, их коротко опрашивает психолог, рассказывает Амосов. Он считает, что вопросы задают странные: что делать, если пассажир пролил кофе на заднее сиденье? Правильный ответ, по мнению составителей тестов, – оплатить химчистку брюк пассажиру, если он их испачкал, приводит пример Амосов. «Но ведь все зависит от ситуации: иногда достаточно предложить пассажиру влажную салфетку или остановиться, чтобы он допил», – говорит он.
В GetTaxi каждый новый водитель проходит 4-часовое тестирование и обучение. Если его квалификация недостаточно высока, его направляют на дополнительное обучение. В Лондоне, где профессиональный уровень таксистов выше (они учатся в специальных школах три-четыре года), взаимодействовать с таксистским сообществом было проще, замечает Красных.
Справедливая цена
Таксисты вынуждены теперь работать по 14 часов в день вместо восьми положенных, чтобы сохранить прежний уровень заработка, сетует Амосов. Он 12 лет в профессии: таксистом продолжает подрабатывать и сейчас, хотя и занимает управленческую должность в транспортной компании. Он считает, что сервисы подрывают работу таксистов, которые в последнее время начали активно приобретать лицензии, выходить из тени, в связи с чем их издержки увеличились: комиссии агрегаторов растут, одновременно дорожает бензин, страховки, патенты, обслуживание автомобиля.
Лицензия на такси в Москве стоит 18 000 руб. в год. А совокупные расходы на легализацию для индивидуальных предпринимателей не так уж велики: примерно 60 000 руб. в год. Чтобы сэкономить на топливе, можно перейти на газ, цена оборудования окупается за один-два месяца, замечает Тощев.
Водитель, который не ленится и пользуется агрегаторами, за день может зарабатывать 5000–8000 руб., убежден Тощев. «Некоторые таксисты хотят, чтобы их завалили дорогими заказами в аэропорты, – говорит он. – Но за 3,5 часа, потраченных на поездку в аэропорт, можно успеть заработать те же деньги на мелких поездках».
Профсоюзные лидеры требуют, чтобы сервисы снизили комиссию и согласовывали с таксистами тарифы с учетом растущих цен. Представители агрегаторов встречались с руководителями партнерских таксопарков и обсуждали в том числе тарифы, рассказывают в «Яндексе».
На прошлой неделе представители таксистского сообщества встречались с Максимом Ликсутовым, заммэра Москвы. Мэрия готова обсудить проблему, но ее приоритет – «справедливая стоимость проезда».