Человек недели: Светлана Давыдова
Дело Давыдовой — сигнал, которого не хватало некоторым нашим согражданамДело многодетной домохозяйки из Вязьмы Светланы Давыдовой, обвиненной в шпионаже в пользу Украины, конечно, знаковое. Но не только и не столько потому, что это первый известный случай применения на практике обновленной статьи 275 Уголовного кодекса с ее расширенной, как сказал бы классик, «до черт знает каких пределов» трактовкой государственной измены. Просто это еще один важный штрих, дополняющий картину современной России, семимильными шагами устремившейся в светлое прошлое.
Ну действительно: чего нам еще не хватает, чтобы выводы некоторых «злопыхателей» о возвращении 1937 г. стали констатацией факта?
Чувство осажденной крепости и уверенность в том, что Россия находится в кольце врагов, у подавляющего большинства граждан, если верить социологам, уже есть (см. статью на стр. 02). Одобренные на высшем уровне термины «национал-предатели» и «пятая колонна» также в ходу - с более привычными для 30-х гг. «врагами народа» разница тут чисто стилистическая. А вот с характерной для того времени атмосферой всеобщего доносительства пока, похоже, не сложилось.
Правда, многие видные общественные и политические деятели уже работают над устранением этого недостатка, регулярно призывая наказать то какой-нибудь телеканал, то «вражескую» НКО, то выступающего не так и не там музыканта или писателя. Но вот чтобы сосед доносил на соседа за политический анекдот, критику партии или просто за то, что тот завернул селедку в портрет вождя, - до таких высот мы пока не доросли. И дело Давыдовой - как раз тот самый сигнал, которого не хватало некоторым нашим согражданам, чтобы понять: теперь - можно.
Конечно, тот факт, что кормящую мать в результате общественных протестов все же выпустили из сизо, можно истолковать как сигнал противоположного содержания. Но тут обращают на себя внимание два обстоятельства. С одной стороны, под подписку о невыезде Давыдову выпустили через несколько часов после того, как пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя поступившее в администрацию обращение общественности, назвал это дело резонансным, - т. е. «руку Кремля» никто особо и не маскировал. С другой - сам Владимир Путин не счел нужным публично высказываться по этой теме. То есть никаких сигналов силовикам он не послал и не дал им понять, что так делать нельзя. А значит, завтра чекисты могут прийти к кому-то еще - разве что у этого «кого-то» не будет семи детей, а его причастность к когорте типичных «национал-предателей» будет выглядеть несколько более очевидной.