Математик выиграл войну в фильме «Игра в имитацию»
Британский гений Алан Тьюринг пытается взломать нацистскую шифровальную машину «Энигма»Может ли машина думать, как человек, спрашивает инспектор полиции у математика, криптографа и любителя кроссвордов Алана Тьюринга. И слышит в ответ, что говорит ерунду. Машина не может думать как человек, потому что она думает иначе.
Этот диалог отсылает к знаменитому тесту Тьюринга, в ходе которого испытуемый должен понять, разговаривает ли он с человеком или компьютерной программой. Но подразумевается, конечно, и другое различие: есть люди с совершенно иной логикой мышления и поведения, чем у большинства. Для фильма «Игра в имитацию» (The Imitation Game) это различие – сюжетообразующее. Режиссер Мортен Тильдум и сценарист Грэм Мур поместили историю о сражении британского гения с немецкой шифровальной машиной «Энигма» в обрамление драмы об аресте математика по обвинению в непристойном поведении (в Англии начала 1950-х под этим подразумевался гомосексуализм).
Реальная история Тьюринга была чудовищной. После осуждения в 1952 г. ему предложили на выбор тюрьму или химическую кастрацию. Тьюринг выбрал второе и в 1954 г. покончил с собой. Его посмертно помиловали лишь в 2013-м. Фильм Мортена Тильдума сообщает об этих фактах на финальных титрах. После того как трагедия уже отформатирована до мелодрамы в исторических декорациях Второй мировой.
Инакость героя должна слегка раздражать, но также забавлять и, конечно, вызывать сочувствие. Поэтому Бенедикт Камбербэтч, гордость британского экрана, играет Тьюринга как человека замкнутого, одинокого и комически рассеянного; вместо шапки на ходу он надел сковороду. Он всегда немного расфокусирован, когда речь идет о том, что волнует всех вокруг. Война? Да, слышал, давайте к делу.
Это не только высокомерие, просто Тьюринга-Камбербэтча раздражает любая риторика и патетика, весь этот мусор, который никак не помогает решить проблему и только отвлекает от сути. Обычно мусор вырабатывают начальники, их в фильме два. Один военный, другой из разведки, первого играет Чарлз Дэнс (Тайвин Ланнистер из «Игры престолов»), второго – Марк Стронг, оба словно аршин проглотили. Но той же чепухой, как кажется Тьюрингу, занимаются и его коллеги по секретной группе, перед которой поставлена задача взломать непобедимую шифровальную машину нацистов. Только в случае коллег-дешифровщиков мусор – это шутки или флирт с женщинами. Ни в том ни в другом герой Камбербэтча ничего не понимает.
Главное – участие
Фильм «Игра в имитацию» – соискатель всех главных кинопремий англоязычного мира. У него восемь номинаций на «Оскара», а до этого было пять на «Золотой глобус» и девять – на британскую BAFTA (которую вручили только что). Но пока что номинации не превращаются в призы.
Тут авторы фильма подходят к занятному сюжету – ведь взломщики «Энигмы» должны научиться извлекать сообщение именно из белиберды, и поиски решения идут параллельно с тем, что Тьюринг-Камбербэтч учится улавливать смысл в той чепухе, которой кажутся ему любые проявления витальности и чувственности. Он должен взломать не только код «Энигмы», но и другой, открывающий доступ к человеческим отношениям. В итоге, по фильму, победа над «Энигмой» оказалась результатом работы не только гения-одиночки, но и сумевшего вовремя поддержать его коллектива. А нацистов подвел как раз сантимент, потому что один из шифровальщиков начинал каждое сообщение с имени любимой женщины.
Но сантиментов полно и в картине Тильдума. Там есть Кира Найтли, весь фильм играющая что-то вроде подавленного вздоха. Ее героиня, предположительно умная, потому что умеет быстро разгадывать кроссворды, любит Тьюринга пылко, но платонически и соглашается на помолвку, несмотря на то что подозревает об ориентации жениха. По каким признакам, правда, не очень понятно: вся гомосексуальность героя Камбербэтча заключается в том, что он дает своему протокомпьютеру имя Кристофер. Так звали первую – школьную – любовь Тьюринга, и печальнейшая повесть о ней, конечно, тоже включена в фильм. Ведь экранный Тьюринг подробно рассказывает инспектору полиции обо всем.
Инспектор не спешит. Но и не понимает.