Даг Девос: Интервью – Даг Девос, президент Amway Corporation

Почему кризис в России играет на руку Amway и компания не собирается уходить с российского и украинского рынков, рассказывает совладелец Amway Даг Девос
А.Гогичайшвили
А.Гогичайшвили / Ведомости

1989

руководитель бизнеса Amway в Европе, с 1990 г. - генеральный директор Amway в Великобритании

1998

вице-президент Amway, управляющий директор компании в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе

2002

стал президентом Amway Corporation и в том же году - президентом Alticor (владеет Amway)

Как устроен бизнес Amway в России

В России число независимых предпринимателей Amway не изменилось по сравнению с 2013 г., на конец декабря 2014 г. - 1 007 775 человек.

Тактика в России в кризисные времена

По словам генерального директора ООО «Амвэй» Ричарда Стевенса, «Амвэй», как и многие другие компании в России, столкнулась с валютными рисками и снижением доходов: «Для снижения валютных рисков мы используем следующие инструменты: хеджирование валютных рисков в головной компании, переводим ряд контрагентов на рублевые договоры с валютных либо фиксируем цены, зафиксировав курс валюты на определенный период (например, в договорах аренды). Amway присутствует в 68 странах, и в структуре портфеля больше 50% приходится на Китай (больше 90% наших продаж дают 12 рынков из 68, и Россия входит в эти рынки (№ 5). В России Amway входит в тройку лидеров. Компания растет в среднем на 3-4% в год. Благодаря разноплановому портфелю продуктов Amway имеет более широкую вариативность, чем остальные компании. Если рынок косметики сейчас уже достаточно насыщен, то витамины и пищевые добавки, при всех их ограничениях со стороны законодательства, обладают огромным потенциалом роста в России. В России только 8% населения регулярно принимают витамины, в то время как в Америке - 75%. Мы видим необходимость развивать наших партнеров, обучать их лучше пользоваться нашей продукцией, лучше продавать своим клиентам. Поэтому у нас очень оптимистичный взгляд, учитывая, что мы фокусируемся главным образом на категориях «красота и здоровье», «витамины и пищевые добавки» и «премиальная косметика». Некоторые категории будут увеличены в производстве в ближайшие пять лет. Наша стратегия - продвинуть компанию в большей степени именно в этих категориях здесь, в России. Продолжать предлагать нашим клиентам и партнерам высококачественные, инновационные и биоразлагаемые продукты для использования и возможного дополнительного заработка или полной занятости и таким образом удержать и прирастить рыночную долю и лидерство в индустрии прямых продаж».

Amway Corp.

Компания прямых продаж. Владельцы: входит в холдинг Alticor Inc., принадлежащий семьям ДеВос и Ван Андел. Выручка Amway (2013 г.) - $11,8 млрд. Amway присутствует в 68 странах. OOO «Амвэй» - 57-й филиал Amway, начал вести свою деятельность на российском рынке в 2005 г.

Россия - это уникальный случай, говорит Даг Девос. По его словам, у россиян традиционно популярны линия для ухода за домом, чистящие средства, мыло, шампуни и т. п.: «Ситуация очень отличается от других рынков по всему миру. Во всем мире здоровье и красота, nutrilite, - наши сильнейшие категории. На первом месте продукты питания, затем красота и только потом товары по уходу за телом и домом. Но в России все по-другому. Но скорее всего эта ситуация изменится, мы видим, что продажи товаров в категории «здоровье и красота» начинают расти». Даг Девос говорит, что Amway второй год подряд является самой крупной в мире компанией в индустрии продаж. Китай для компании - рынок номер один, Россия на пятом месте. Какие цели ставит перед собой Amway в России, легко ли их достигать в нынешних политических и экономических условиях, рассказывает Девос.

- Amway - одна из немногих крупных компаний, которой управляют потомки ее основателей. Как сейчас устроен ваш семейный бизнес? Кто из членов семьи вовлечен в него?

- Семейный бизнес - это очень интересная вещь. Мы мыслим в долгосрочной перспективе, и каждый в семье хорошо понимает суть бизнеса, любит его и предан ему. Сначала это было партнерство между моим отцом и Джеем ван Анделом, которые на протяжении многих лет были друзьями. Они вместе начали бизнес.

В течение многих лет восемь представителей второго поколения семей основателей бизнеса работают в компании Amway. Сейчас ключевые позиции в компании занимаем мы со Стивеном ван Анделом (сын Джея ван Андела. - «Ведомости»), который является председателем правления Amway Corporation, а также председателем американской Торгово-промышленной палаты.

Я занимаю пост президента корпорации Amway, а также являюсь председателем Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж (WFDSA). По-прежнему бизнес Amway принадлежит двум семьям - мы равные партнеры в течение всех этих лет. Между нами, к счастью, никогда не было никаких скандалов, но всегда были разногласия, мы можем расходиться во мнениях относительно ведения бизнеса. В течение всей истории компании у моего отца и Джея были разногласия, и они их преодолевали. Мы научились говорить на одном языке. Это партнерство 50 на 50, поэтому тут нельзя контролировать друг друга, нужно все делать вместе.

- Чем занимаются ваши дети, они наследники бизнеса, кто-то из них уже работает в компании?

- В обеих семьях есть третье поколение, всего 27 детей, все они в основном студенческого возраста или моложе, многие из них очень заинтересованы в работе в компании, есть те, кто после окончания университета уже работает в Amway. Мы считаем, что иметь семью, которая принимает активное участие в управлении компанией, это важно. У нас есть много возможностей, так что время покажет, как мы будем развиваться.

- На протяжении всей истории компания остается семейной. Не было идеи привлечь инвесторов со стороны?

- Нет, мы считаем, что ведение частного бизнеса - это здорово, это позволяет нам не попадать в зависимость от краткосрочных финансовых результатов, мы можем измерять успех не только финансовыми показателями, но и репутацией, долей рынка, которую мы контролируем. Мы измеряем успех в нашей семье продажами и тем, как хорошо они идут. Мой отец и Джей были очень консервативны в управлении компанией, они фокусировались на сохранении компании финансово независимой, поэтому нам не нужен партнер в лице банка, который будет диктовать нам, как вести бизнес. Нашим отцам казалось, что это лучший способ ведения бизнеса, так что традиция продолжается.

- В прошлом году российское правительство запретило ввоз некоторых продуктов из стран ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии. У Amway под запрет попали все биологически активные добавки, кроме зеленого чая, позже список скорректировали. Просчитывала ли компания, как могли санкции сказаться на бизнесе?

- Санкции могли очень сильно повлиять на наш бизнес, как и на любой другой. И поэтому, когда было объявлено об их введении, мы пытались разобраться, что на самом деле это означает и в какой мере повлияет на бизнес. Нам повезло, что санкции в отношении большинства категорий нашей продукции были сняты, и сейчас все работает в нормальном режиме. В конце концов, мы должны работать в любых условиях, которые для нас создает правительство.

- Были ли какие-то консультации с российским правительством?

- Никаких консультаций не было. Но у нас было много вопросов, и мы хотели получить некоторые разъяснения. Обычно сначала новость носит общий характер, а затем возникает большое количество конкретных вопросов. Когда мы изучили эту информацию, то осознали, насколько серьезной может быть сложившаяся ситуация. Но в итоге с нашей продукцией все в порядке, и санкции нас почти не коснулись.

- В целом вы ощущаете влияние украинского кризиса на ваш бизнес?

- Конечно, особенно он влияет на бизнес в России и на Украине. У нас много дистрибуторов, которые работают на обоих рынках, и, конечно, для тех, кто живет и работает непосредственно в зоне конфликта, сейчас наступили трудные времена. Остается неясным, как именно мы будем работать в этих регионах, но мы делаем все возможное, чтобы поддержать уровень продаж там.

- Вы не собираетесь уходить с украинского или российского рынка?

- Нет, мы никогда не рассматриваем возможность ухода с рынка, если однажды начали на нем работать. Мы еще никогда не уходили ни с одного рынка, наша главная задача - продолжать начатое дело. Помимо этого мы видим возможности для работы в России и на Украине в будущем, и даже если сейчас есть какие-то сложности, мы их преодолеем. Мы всегда рассматриваем рынки в долгосрочной перспективе и видим возможности, которые дает Россия и Украина. Сейчас есть проблемы, но мы будем делать все для их решения. Нам уже доводилось работать в странах, которые переживали кризисы, и уверен: будем это делать и в будущем. Наше присутствие на рынках России и Украины - часть стратегии развития нашего глобального бизнеса.

- После начала украинского кризиса количество ваших дистрибуторов сократилось?

- На самом деле их количество примерно такое же, как и до кризиса, есть люди, которые к нам присоединяются, есть те, кто решил, что они не хотят больше быть частью Amway. Наш бизнес - это построение отношений между людьми. Политика влияет на все. Мы считаем, что коммерческие отношения между странами могут реально помочь в политических связях между странами. Это то, что мы пытаемся делать.

- В интервью «Ведомостям» в 2006 г. вы говорили о бюрократических проблемах в России. Что-то изменилось с тех пор?

- Бюрократические проблемы есть всегда. Они есть даже внутри нашей компании. Крупным организациям трудно работать хорошо и быстро, и мы это понимаем. Бюрократические сложности всегда замедляют иностранные инвестиции, не дают бизнесу возможности продвигаться вперед. Задача государства - делать так, чтобы люди могли быстро получить ответы, которые им нужны. Чтобы они могли убедиться, что их действия соответствуют закону, поэтому очень важно все это прорабатывать. Мы сталкиваемся с теми же проблемами, как и все остальные.

- Какие главные сложности в работе в России сейчас?

- Главная сложность в России - не бюрократия, а глубина рынка, протяженность территории страны и повсеместная поддержка продаж, так как мы реализуем продукцию во многих городах и населенных пунктах России, нам приходится искать способы доставки, преодолевая расстояния. У нас получается решать эти задачи быстро и эффективно, охватывая большие территории. Мы можем прийти туда, куда торговые сети дойти не в состоянии.

- Где вы производите свою продукцию?

- В основном продукция компании производится в США, однако небольшая ее часть изготавливается по контракту на заводах в Европе и Азии.

- Сталкивается ли компания с проблемой подделок?

- В России подделок не так много, как в некоторых других странах, в частности в Китае. У нас были случаи контрафактной продукции из Китая, иногда такого рода продукция импортируется в Россию или попадает на другие рынки. Мы очень серьезно относимся к этому вопросу, потому что хотим защитить свой бизнес и наших дистрибуторов. Они очень внимательны - если замечают, что продукт под маркой компании продается в магазине или интернете, то информируют об этом центральный офис. Мы реализуем нашу продукцию исключительно путем прямых продаж через центры продаж. У нас есть и другие возможности отслеживания контрафактной продукции. Помимо этого у нас есть защитные и производственные коды. Это позволяет следить за продуктом в течение всего процесса - от производства до распространения и доставки. Поэтому мы можем определить подделки очень быстро. Также мы работаем с органами власти, чтобы выяснить, откуда эти товары появились, ведь мы не единственные, чья продукция подделывается.

- Главным конкурентом многих компаний и производителей услуг становится интернет, интернет-сайты по продаже продукции. Вы ощущаете такую проблему?

- Мы всё рассматриваем как угрозу для нашего бизнеса (смеется). Это конкуренция. Но мы всегда должны бросать вызов самим себе и убеждаться, что способны победить в конкурентной борьбе. Интернет - это пространство, где товары доступны, клиенты имеют возможность купить их, когда хотят. Для нас важно создать условия, которые позволят удовлетворить это требование клиента на потребительском рынке. Так что мы считаем, что в целом со стороны интернета есть конкурентные угрозы, но, с другой стороны, мы его рассматриваем как инструмент для развития нашего бизнеса - и мы его используем. Например, мы настраиваем инфраструктуру для наших дистрибуторов, чтобы они могли продвигать товары, оптимизируем переводы, мы также используем возможности интернета во время демонстрации продуктов и во время тренингов. Так что мы не просто ищем способы защиты от интернета, а используем его в своих интересах.

- Кто главные конкуренты Amway в России?

- Я начну с конкурентов в сегменте прямых продаж. Это забавно, но у нас с ними отличные отношения, это наши друзья в Avon, Oriflame, Herbalife, они же - наши основные конкуренты. Но когда мы выходим за рамки рынка прямых продаж, мы также конкурируем на потребительском рынке в категории красоты, здоровья, ухода за домом, так что здесь конкурентом можно назвать любую компанию, производящую товары широкого потребления. Можно выделить P&G, Estee Lauder, Lancome.

- Вы производите большой спектр товаров. Разрабатываете ли вы какие-то новые продукты? Новый сегмент товаров?

- Мы постоянно выпускаем новые продукты. В первую очередь мы сосредоточены на категории «здоровье и красота». Существует много других групп товаров, где у нас скромная доля на российском рынке, хотя наш бренд nutrilite - номер один в мире в секторе «питание». Мы считаем, что сможем увеличить долю на рынке прямых продаж в России. Наш главный драйвер роста - постоянная работа по улучшению качества продуктов. Недавно здесь, в России, мы запустили в продажу систему очистки воды в доме, которая имела большой успех на рынках по всему миру. Введение нового товара на российский рынок прошло успешно. Мы видим много возможностей для того, чтобы быть лидерами в тех категориях товаров, которые сейчас представлены на рынке.

- Есть ли у вас продукты, разработанные специально для России или для других стран?

- Да, существуют продукты, разработанные по особой технологии приготовления из-за особых правил тех или иных стран. Бывает, что мы должны использовать разные составы в соответствии с требованиями. В целом у нас есть глобальная платформа нашей продукции, но мы хотим быть уверены в том, что тот или иной продукт подходит для рынка. Мы продвигаем его здесь, используя маркетинговые инструменты для поддержки его конкурентоспособности. Например, некоторые продукты из серии биологически активных добавок были адаптированы к рынку согласно требованиям технического регламента.

- В связи с экономическим кризисом люди начинают больше экономить, в том числе на продуктах бытовой химии и косметических средствах. Ощущается ли в Amway изменение покупательских предпочтений?

- Да, мы это замечаем. Мы, как компания прямых продаж, не так сильно зависим от экономических подъемов и спадов, в то время как некоторые предприятия напрямую связаны с тем, что происходит с экономикой. Мы не ощущаем этого так сильно, как они. Но мы всегда чувствуем и видим, что продажи идут немного тяжелее, хотя наши косметические товары очень высокого качества, так же как и продукты питания, продолжают пользоваться спросом. Люди могут обдумывать более дорогостоящие покупки, как в случае с системой очистки воды. Люди отодвигают большие траты на более поздний срок, но, с другой стороны, во время кризиса появляется больше людей, заинтересованных в открытии собственного бизнеса, и мы можем наблюдать рост независимых предпринимателей Amway. Так что это своего рода баланс.

- Некоторые участники рынка прогнозируют стагнацию на рынке БАДов из-за нестабильной экономической ситуации в России. Согласны ли вы с этим прогнозом?

- Мы отмечаем некоторые сложности, так как рост продаж идет не такими быстрыми темпами, от наших дистрибуторов мы слышим, что им приходится прикладывать больше усилий. Но мы по-прежнему верим в хорошие возможности в долгосрочной перспективе.

- В 2012 г. Amway стала второй на российском рынке прямых продаж. За счет чего такие результаты? А в 2014 г.?

- Я думаю, это связано с тем, что наша продукция нравится российским потребителям и люди заинтересованы в возможностях бизнеса по модели прямых продаж. Предпринимательский дух в России жив, и это хорошо. Люди ищут дополнительные возможности получить доход, и мы рады, что можем их привлечь. Мы стали для них тем бизнесом, частью которого хочется быть. Новые независимые предприниматели видят успех других людей по всему миру, видят, что Amway в бизнесе прямых продаж находится в течение 55 лет и что мы надежная компания. Поэтому люди готовы инвестировать свое время, и, надеюсь, это дает им хорошие возможности.

Суммарный объем продаж Amway в России за 2013 г. достиг 20,2 млрд руб. - на 4% больше, чем в 2012 г., который для российского рынка стал рекордным: по итогам 2012 г. рост продаж составил 19%. Сегодня Amway в России демонстрирует устойчивое развитие и стабильный рост, окончательные результаты 2014 г. мы увидим только в I квартале 2015 г. (см. врез).

- Вы можете сказать, что индустрия прямых продаж растет в России?

- Я думаю, что индустрия в целом сильная, и в 2013 г. у нас был небольшой рост, возможно, итоги 2014 г. будут такими же. Рост не такой быстрый, как это было в последние годы, но степень доверия к индустрии на рынке очень высокая.

- Были ли какие-то идеи для бизнеса, которые принадлежат лично вам?

- К счастью, в бизнесе Amway есть много людей гораздо умнее меня, которые проводят исследования. У нас есть ученые, которые делают огромную работу, совершая научные прорывы и создавая инновации, они находят способы применения их в нашем производстве, поэтому мы можем улучшить качество товаров. Есть маркетинговая команда, которая понимает потребности рынка. Поэтому точно нет ни одного продукта с моим именем, так как я доверяю команде гораздо больше.

- Alticor, владеющая Amway, занимается и гостиничным бизнесом - является собственником Amway Hotels Corp. Все отели находятся в США - есть ли у вас планы по расширению отдельного бизнеса и, возможно, продвижения его за рубежом?

- У нас появился гостиничный бизнес в Гранд-Рапидсе, это наш родной город, который несколько лет нуждался в хорошем отеле, поэтому мы начали этот бизнес. Множество людей приезжало в Гранд-Рапидс на наши семинары, и мы подумали: если у нас собирается так много людей, мы будем инвестировать в строительство в нашем родном городе. Впоследствии город быстро вырос - и появилась необходимость в другом отеле, так мы купили еще один. Мы оказались в гостиничном бизнесе в силу необходимости поддержать наше бизнес-сообщество, но мы не планируем расширять его.

- Есть у Alticor и другой бизнес - компании Interleukin Genetics и Fulton Innovation. Они работают только в США? Какую долю они занимают в общем бизнесе?

- Обе компании занимаются тем, что помогают нам интегрировать больше инноваций в наш бизнес, в разные категории нашей продукции, - генетическое тестирование для понимания генетического профиля человека, чтобы помочь ему подобрать правильную диету, которая будет для него наиболее эффективной. Мы чувствовали, что генетическое тестирование может стать важной частью для потребителей, чтобы они могли лучше разбираться в своем здоровье. В Fulton Innovation мы продолжаем обновлять наши технологии и создаем инновации, чтобы использовать их в наших продуктах. Эти компании нужны для улучшения бизнеса Amway.

- Какую долю они занимают в общем бизнесе?

- Очень маленькую.

- За вами закрепилась репутация человека, который тратит деньги на дорогие покупки. Могли бы вы поделиться своим последним дорогостоящим приобретением?

- Вы должны помнить, что я голландец, вы знаете, мы не делаем много дорогих покупок. Мой отец и Джей Дэвис дали нам стандарт инвестирования в бизнес, и мы продолжаем быть финансово консервативными, мы успешны, но стараемся не забываться.