Ритейлу оставили 3%

Депутаты внесли поправки в закон о торговле, жестко ограничивающие выплаты сетям. Под угрозой до 80% валовой маржи торговых сетей, бесперебойность поставок и цены для конечного потребителя, считают ритейлеры
Поправки в закон о торговле могут жестко ограничить выплаты торговым сетям
Поправки в закон о торговле могут жестко ограничить выплаты торговым сетям / Е. Разумный / Ведомости

Полбутылки для сетей. 40-50%

может достигать для производителей крепких напитков размер отчислений сетям, утверждает предправления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров

Поправки в закон о торговле, ограничивающие выплаты от поставщиков ритейлерам, внесены в Госдуму. Вчера вечером проект поправок был зарегистрирован в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности. В числе авторов документа, работа над которым кипела более года, - депутаты-единороссы Ирина Яровая, Николай Панков, Виктор Звагельский, Надежда Школкина и сенаторы, в частности Сергей Лисовский.

Одно из основных нововведений - запрет включать в договор поставки продуктов питания услуги продвижения и исполнять такие договоры. Предлагается также запретить сетям и поставщикам заключать «договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров». Поправки устраняют «дискриминационные практики» торговых сетей в отношении производителей, передала через помощника Яровая. По ее мнению, обременения, которые сегодня несет российский производитель, ограничивают возможности развития производства и снижения цены.

Поставщики не раз заявляли о «фиктивных» маркетинговых услугах. «Сети заставляют подписывать такие договоры одновременно с договором поставки и получают в среднем 80% валовой маржи именно за счет платежей по данным договорам», - утверждает один из поставщиков продовольствия, участвовавший в подготовке законопроекта. Например, торговые сети оказывают услуги «по донесению до покупателей информации о свойствах товара поставщика», «предоставление поставщику информации о потенциальных покупателях» и др., перечисляет он.

Поправки запретят стимулирующие потребление акции, а «отсутствие стимулирования снизит заинтересованность в увеличении закупок и негативно отразится на производстве и доходах производителей», парирует президент ГК «Дикси» и ассоциации крупнейших ритейлеров России АКОРТ Илья Якубсон. «Кроме того, значительное понижение бонусов спровоцирует увеличение наценки по всем товарам и неблагоприятно отразится на потребителе и продуктовой инфляции», - предупреждает он.

Поправки также ограничивают суммарные выплаты поставщика ритейлеру - не более 3% «от цены приобретенных продовольственных товаров».

Сейчас ритейлеры могут брать с поставщиков только 10%-ный ретро-бонус, если речь не идет о социально значимых товарах (для них бонус нулевой), напоминает Дмитрий Востриков, директор по развитию ассоциации «Руспродсоюз». Изначально бонус, по его словам, был призван мотивировать сеть и поставщика увеличивать продажи.

По факту сети все равно получают выплаты от поставщиков социально значимых товаров - через договоры возмездного оказания фиктивных услуг, утверждает один из них. «По остальным товарам ретро-бонус у большинства производителей составляет 10% вне зависимости от объема продаж. Из мотивирующего инструмента он превратился просто в налог», - сетует он.

Бонус в 10% по факту стал фиксированным, подтверждает президент Мясного совета Единого экономического пространства Мушег Мамиконян. Первая редакция закона о торговле предполагала, что он будет плавающим, напоминает он: «Новый предельный размер - 3% - сформирован с учетом этого».

Поправки в закон могут создать риски и с точки зрения дефицита товаров, считает Якубсон. Для товаров сроком годности менее 10 суток законопроект предлагает сократить отсрочку платежа в два раза до пяти дней, для товаров сроком годности 10-30 суток - с 30 до 20, а для остальных - с 45 до 35. Средний срок оборачиваемости у сетей - около 30 дней, говорит Якубсон. По его словам, отсрочка менее срока годности и оборачиваемости не позволит торговым сетям обеспечить бездефицитное снабжение покупателей продуктами.

Авторы законопроекта также предлагают при расчете размера бонуса не учитывать НДС, а в отношении подакцизных товаров - сумму акциза. Не факт, что конкретно это предложение останется в финальной версии законопроекта, говорит источник «Ведомостей» в Госдуме. По его словам, законопроект не стоит в списке первоочередных к рассмотрению и точно не будет принят скоро. «В связи с чрезвычайной актуальностью мы будем настоятельно просить комитет Госдумы по экономической политике включить законопроект в число приоритетных», - говорит Яровая.