Интервью - Никита Белых, губернатор Кировской области
Губернатор Кировской области о реальных нуждах людей, истинных проблемах общества, потенциале федеральных властей и эффективности региональных1998
занял пост вице-президента Пермской финансово-производственной группы
2001
избран в парламент Пермской области, вошел во фракцию Союза правых сил (СПС)
2003
гендиректор ООО «Инвестиционно-банковская группа «Парма»
2004
назначен вице-губернатором Пермской области
2005
назначен председателем федерального политсовета СПС
2009
вступил в должность губернатора Кировской области
«В масштабах России такого нет»
«В части социально-экономической политики либерализм заключается в том, что я считаю частную инициативу главным двигателем. Проекты, которые мы реализуем в области, направлены на пробуждение инициативы - и в бизнесе, и в общественной жизни. Пятый год мы реализуем проект поддержки местных инициатив. В масштабах России такого нет. Все приходят, цокают языками: как здорово! Но рискуют повторить немногие. Мы со Всемирным банком его разработали четыре года назад. Это проект на уровне поселений, когда люди собираются вместе и решают, какие вопросы местного значения являются важными, голосуют и отбирают наиболее важные. Закладывают свое соучастие - 10-15%, а на остальное даем деньги мы. То есть они сами должны принять решение и проконтролировать реализацию. На сегодняшний день у нас реализовано более 1300 проектов, более 1 млрд руб. на это потрачено, начиная от детских площадок и заканчивая водокачками. Все районы области участвуют».
Кировская область
Площадь - 120 374 кв. км. Население (на 1 января 2014 г.) - 1,31 млн человек. Основные показатели развития экономики (январь - сентябрь 2014 г.): индекс промышленного производства - 100,8%, инвестиции в основной капитал - 36,63 млрд руб., оборот розничной торговли - 93,4 млрд руб., среднемесячная номинальная начисленная заработная плата - 20 447,3 руб., динамика реальных денежных доходов - 108%, уровень безработицы (III квартал 2014 г.) - 5%, оборот организаций (январь - ноябрь 2014 г.) - 524,77 млрд руб., внешнеторговый оборот (январь - июнь 2014 г.) - $674,7 млн (экспорт - $512,3 млн, импорт - $162,4 млн), инфляция (январь - декабрь 2014 г.) - 11% (в среднем по РФ - 11,4%), государственный долг (на 1 декабря 2014 г.) - 19,78 млрд руб., консолидированный бюджет (2015 г.): доходы - 38,4 млрд руб., расходы - 41,46 млрд руб., дефицит - 3,06 млрд руб.
Российские регионы ожидает непростой год - необходимость исполнять майские указы президента остается, региональные бюджеты будут пересматриваться, привлекать инвестиции становится все сложнее. В сентябре Никита Белых был переизбран на второй губернаторский срок. Он говорит, что после рекордного для Кировской области по инвестициям 2013 года никаких отзывов или сокращения проектов в регионе в прошлом году не было. Интервью с ним проводилось в конце прошлого года. Вчера в телефонном разговоре с «Ведомостями» Белых сказал, что понимает: 2015 год будет сложный и никаких иллюзий у него нет. Он напоминает, что первый его срок начался тоже в непростом для экономики 2009 году. И сейчас он не теряет оптимизма. Он считает, что совместными усилиями всех органов власти, общественности и бизнеса нынешний тяжелый период удастся преодолеть.
- Считаете ли вы, что президент и правительство обладают достаточными силами для того, чтобы Россия преодолела кризис наиболее безболезненно? Уверены ли вы, что у властей достаточно компетенций, чтобы спасти страну от кризиса?
- Компетенции точно есть - и в составе правительства, и в администрации президента есть много грамотных, интеллектуальных людей, готовых к совершению серьезных действий, которых требует кризисная ситуация. Если вопрос о силе - это вопрос о политической воле, в формате «слабо не слабо», то точно не слабо. Этот же вопрос включает оценку людей, которые занимают высшие должности, значимости разных составляющих - уровня социальной напряженности, насколько он является значимым при принятии решений, горизонта планирования и многого другого. Поэтому есть ли силы - нужно разбирать подробно, что именно мы под силой понимаем, а компетенции точно есть.
- По области контрсанкции ударили больнее, чем по другим регионам, или у всех примерно одинаковые проблемы?
- Товары подорожали не столько в результате санкций, сколько в результате изменений курса национальной валюты. Понятно, что если на какие-то товары, имеющие валютную стоимость закупки, цены скакнули несильно, то это означает распродажу старых запасов. Все ожидают, что по товарам, в которых есть импортная составляющая, рост будет примерно соответствовать тем изменениям, которые происходят на валютных рынках. С точки зрения ассортиментов товаров глобальных изменений нет. В каких-то видах продукции выбор стал меньше, но это не так ощутимо. Пока рост на товары первой необходимости, в которых так или иначе есть доля импорта, происходит, но он не глобальный. Цены отслеживают и ФАС, и наш департамент потребительского рынка, и другие проверяющие структуры. Если раньше этот мониторинг велся раз в месяц или квартал, то теперь - ежедневно. Кроме каких-то спекулятивных моментов, как с гречкой, по другим товарам существенных колебаний, принципиально отличных от тех, что происходят каждый год, не заметно. Есть некоторое увеличение цены, но мы отслеживаем цены на те товары, по которым изменения происходят в диапазоне от 5%.
- Как жители региона реагируют на увеличение курсов валют?
- Сказать, что очереди в пунктах обмена валют есть, я не могу. Но разговоры на эту тему идут, ни у кого это восторга не вызывает и вызывать не может. Я недавно проводил прямую линию - людей интересуют другие вопросы, их волнуют те же темы, что и год назад: состояние дорог, ЖКХ, здравоохранение, образование. Каких-то вопросов про изменение курса рубля не было. У нас же люди достаточно грамотные, понимают, что все-таки это не к губернатору вопрос, почему изменился курс доллара или евро.
- Изменилась ли после дела «Кировлеса» ситуация с инвесторами? И что с зарубежными инвестициями?
- Никакого отношения «Кировлес» к инвестициям не имеет вообще. Нет ни одного криминального дела, связанного с инвестициями.
- Имеется в виду сама атмосфера после дела «Кировлеса».
- Статистику по итогам 2014 г. пока подводить рано. Но 2013 год был рекордным по инвестициям для региона: это около 58 млрд руб. - максимум за 20 лет, что эта статистика ведется. Инвестиции надо разделять на государственные и негосударственные. Когда «Алмаз-Антей» принимает решение о строительстве в Кировской области завода по производству ракет, то дело «Кировлеса» ему по барабану, как и другим крупным предприятиям. Поэтому ситуаций, когда инвестор бы сказал, что собирался вкладывать деньги в какой-то проект, но его смутила ситуация, которая была вокруг «Кировлеса», не было. Есть инвесторы, которые вообще не обращают на это внимания. Те, кто серьезно ко всему подходит, понимают, что это не кировское дело. Нет никакого негативного давления в Кировской области. Все шумные дела собственно к Кировской области никакого отношения не имеют.
- Как у вас с инвестициями из Китая? У вас должен был быть проект по строительству социального жилья.
- Есть программа «Доступное жилье», по которой каждый регион должен построить определенное количество квадратных метров по фиксированной цене не выше какого-то значения, в отношении нас это 30 000 руб. При этом государство берет на себя обязательства по компенсации дополнительных затрат, связанных с инфраструктурой, в пределах 4000 руб. за квадратный метр. Эта программа существует в целом по стране, Кировская область имеет определенные обязательства по строительству жилья на этих условиях. На федеральном уровне у первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова как куратора этого проекта было принято решение, что для привлечения инвесторов из Китая, а также для создания конкуренции на российском строительном рынке, который достаточно сильно монополизирован, пригласить китайских строителей, которые готовы на этих условиях строить жилье. Несколько регионов было определено в качестве пилотных, в том числе Кировская область. Правда, дело до заключения контрактов еще не дошло. Но для многих российских строителей это стало серьезным поводом задуматься о своем позиционировании и своей работе. После первого же совещания, на котором это было обнародовано, представители строительных компаний области сказали, что готовы на этих условиях работать сами. Хотя за несколько месяцев до этого на те предложения, которые мы им направляли, они отвечали, что этот ценовой уровень их не устраивает. Угроза, которую они воспринимают с приходом на этот рынок строителей из других стран, сыграла положительную роль. Потребителю по большому счету не важно, кто построит. Хотя, конечно, при прочих равных лучше бы это были российские строители.
- Из иностранных партнеров с кем лучше удается выстраивать отношения?
- Нет каких-то страновых предпочтений, да их и не может быть у неприграничных регионов. У нас зачастую речь идет о давно сложившихся связях и отношениях. Есть шинный завод, который переходил из рук в руки и сейчас принадлежит компании Pirelli, значит, Pirelli его и развивает. А сказать, что теперь мы повернулись в сторону Китая или Азии, нельзя. Есть у нас завод, принадлежащий IKEA, завод «Веста», который раньше выпускал легендарные стиральные машины «Вятка-автомат», а сейчас принадлежит Candy Hoover Group. Они и продолжают работать.
- То есть реакции западных компаний на ситуацию в стране не было? Никто свои проекты не отзывал?
- Пока ни о каких отзывах либо о сокращениях проектов, которые были заявлены, я не знаю. Про отмену новых проектов информации не поступало. Понятно, что ситуация в бизнесе имеет некую отложенную реакцию, особенно если речь идет о публичных компаниях, для которых санкции санкциями, но решения принимаются советом директоров, а не по указанию госдепа или Еврокомиссии. Поэтому если что-то и будет, то это будет не на следующий день после того, как [Барак] Обама выступит с заявлением. К тому же если речь идет о продолжающихся, реализуемых проектах, то сворачивание будет означать фиксацию убытков, поскольку незавершенный проект не имеет смысла. А в тех экономических условиях, которые мы имеем, помимо политической составляющей есть и техническая. Каждый иностранный, как и российский, инвестор соотносит весомость разных факторов. То есть очевидно, что издержки зарубежных предприятий становятся ниже за счет уменьшения затрат на продукцию, производимую на территории России, из-за того что рубль стал иметь другое отношение к иностранной валюте. Так что мы сейчас с дочерними структурами или филиалами иностранных компаний ведем диалог, чтобы они выходили с дополнительными проектами, поскольку это объективно выгоднее. Если несколько месяцев назад мы говорили, что производить что-то в России дороже, чем в других странах, особенно того же азиатского блока, то сейчас эти вопросы рассматриваются с других позиций.
- А что с бюджетом региона на 2015 г.?
- С бюджетом сложно. Есть общие сложности, характерные для всех регионов, поскольку рост социальных обязательств все равно происходит. Ни по одному из указов президента сокращений не предусмотрено. Поэтому расходная часть в любом случае увеличивается. А по доходам вопрос не столько в конкретных цифрах, сколько в сложности прогнозирования. Сейчас если уж у нас Минфин и Минэкономразвития регулярно пересматривают свои прогнозы, то понятно, что и у предприятий сложно с четким пониманием того, что будет происходить в 2015 г. с их показателями выручки, EBITDA, прибыли, налогов. Понятно, что при формировании бюджета мы исходим из консервативных сценариев, и каждый регион вам скажет то же самое. Думаю, что в течение 2015 г. мы будем неоднократно возвращаться к бюджету и его пересматривать. Но мне есть с чем сравнивать. Я начал работу 15 января 2009 г., в кризисном году, в течение которого мы семь раз правили бюджет.
- Какие у вас ощущения от послания президента Федеральному собранию?
- Послание - это определение основных направлений, на которые будет делаться акцент в экономической, социальной политике. В этом плане послание было четким и взвешенным - направления были обозначены. Все хотели услышать о неизменности налоговых правил - услышали. Хотели услышать об ослаблении бремени проверок надзорных органов - услышали. Президент снова сказал про материнский капитал, значит, тема рождаемости остается в приоритете со всеми вытекающими отсюда последствиями на уровне не только федеральной политики, но и региональной. Я услышал то послание, которое готовился услышать.
- То есть у вас расхождения в ожиданиях не было? Ведь говорили, что это может быть крайность: или ура-патриотизм и мобилизационная экономика или наоборот.
- Я все-таки не отношусь к репрезентативной выборке - я слушал послание как губернатор. То, что озвучивается в ходе послания, получает реализацию не только на федеральном, но и на региональном уровне. Разве кто-то из губернаторов будет в восторге от, допустим, того, что скажут: «А теперь бежим в другую сторону». Представляете, что для этого нужно делать в регионе. Сейчас мы услышали продолжение направлений, что осуществлялись ранее, некоторые акценты были расставлены дополнительно. Резкие заявления - это как раз не здорово. И я как губернатор должен понимать, что буду по итогам послания делать в регионе.
- А что вы будете делать по итогам этого послания в регионе? Ведь большая часть того, что звучало в послании, - это федеральная политика: помощь бизнесу, снятие излишнего давления.
- Губернатор отвечает за все, что происходит в регионе. Ссылки на то, что за это отвечаем не мы, а федералы (а иногда хочется так сказать), слабо воспринимаются населением. Поэтому для меня это послание - тот инструмент, при помощи которого я буду разговаривать в том числе и с территориальными органами федеральной власти. У нас же существует множество форматов - координационных совещаний, комиссий, где присутствуют как федеральные, региональные, так и муниципальные органы власти, - и здесь у меня появляется возможность ссылаться на то, что было сказано в послании. Так что если говорить о тех проблемах, которые возникают у бизнеса, то это тема в основном федеральная - проверки налоговой, прокуроров, Роспотребнадзора, МЧС. Но есть элементы и для региональной и муниципальной власти, особенно в вопросах выдачи разрешений на строительство, размещений объектов торговли и других.
- Что из того, что вы раньше хотели, но не могли делать, после послания оказалось делать легче?
- Это долгоиграющие процессы. Просто теперь появились дополнительные аргументы в разговорах. К примеру, если мы говорим об импортозамещении, то я как губернатор часто сталкиваюсь с просьбами наших производителей помочь им с продвижением продукции для каких-либо госкорпораций, которые покупают зарубежные аналоги. Так что теперь в письмах РЖД и другим госкорпорациям я могу писать: «В соответствии с позициями, озвученными в послании президента, прошу обратить особое внимание на следующее...»
- Есть множество рейтингов губернаторов. В одном из выпусков эксперты пришли к выводу, что более успешны в глазах федерального центра те губернаторы, у которых наблюдается консолидация политических элит. У вас ситуация с самого начала была своеобразная: вы губернатор не от «Единой России». Какие у вас все-таки отношения с партией? Можно ли их назвать союзническими? Или у вас пакт о ненападении?
- У нас нормальные содержательные отношения.
- Они за вас заступаются, защищают от коммунистов? Все-таки за своего губернатора партия всегда вступается. Как у вас?
- Я взрослый мальчик, за меня не надо вступаться. Я шел на выборы самовыдвиженцем, но при поддержке нескольких партий. «Единая Россия» объявила, что она поддерживает мою кандидатуру, потом поддержали «Справедливая Россия», «Яблоко», ряд общественных организаций. С «Единой Россией» взаимодействие идет достаточно активное, поскольку это партия, у которой самая большая фракция в законодательном собрании. Не стоит задача пикироваться с законодательным собранием, мне важно достижение результатов, выраженное в принятии того или иного закона, осуществлении тех или иных действий.
- Но ведь у губернаторов-единороссов партия сразу голосует за то, что надо, а вам еще и убеждать надо, да?
- Я исхожу из того, что убеждать надо не потому, что такая партийно-политическая структура, а потому, что это нормальная ситуация, когда ты должен аргументировать и доказывать свою позицию. Это касается не только моих взаимоотношений с «Единой Россией» или заксобранием. Если вы посмотрите в тех же рейтингах публичности и прозрачности, там наш регион в числе постоянных лидеров. В рейтинге прозрачности госзакупок мы вторые в стране. В рейтинге субъектов по открытости бюджетных данных - пятые. В числе лидеров по открытости официального сайта. Я сам регулярно вхожу в рейтинги информационной открытости глав регионов. Общественная палата у нас действительно активная, с собственной позицией.
У нас все наиболее значимые вопросы проходят обсуждение, и мы должны доказать свою правоту. И это естественно для нормальной политической системы. Ситуация, когда все решается просто, без дискуссий, - может быть, с точки зрения скорости управленческих решений это хорошо, но в стратегическом плане ты постепенно теряешь иммунитет и нюх. И в тот момент, когда ситуация поменяется, выяснится, что ты уже давно разучился аргументировать и убеждать.
- За это время были какие-то запомнившиеся ситуации, когда вы решение считали важным, но не смогли убедить большинство?
- Были, да. Правда, обычно еще в процессе подготовки понимаешь, будет ли принято решение или нет, поэтому такие ситуации бывают редко. Если ты понимаешь, что ситуация сложная или нерешаемая, то либо вступаешь в переговоры, либо корректируешь предлагаемое решение.
У нас постоянные прения по одному из региональных законов, касающемуся мер социальной поддержки молодых семей в части приобретения жилья. Действует норма, по которой определенная категория молодых семей может получить выплату из бюджета для погашения части своих ипотечных платежей - 200 000-300 000 руб. В год получается 150-200 млн руб. При этом существуют другие формы поддержки. Я исхожу из того, что просто дать денег за то, что вы молодая семья, неправильно, от этого надо уходить по очень многим причинам. Начиная с того, что денег всем желающим точно не хватит, и заканчивая идеологическими вещами: не должно быть так называемой «халявы». У нас, например, есть программа «Служебное жилье», когда молодой специалист, приходящий на работу в бюджетную организацию, получает служебное жилье с символической оплатой в месяц. Он живет там, пока работает. Есть другие формы поддержки: программа по беспроцентным ссудам на первоначальный взнос в приобретение жилья. Я на протяжении нескольких лет с разной степенью активности говорил с коллегами: давайте эту ситуацию с молодыми семьями изменим, направим эти деньги на другие формы поддержки - более справедливые и эффективные. Потому что, когда эти деньги раздаются, они раздаются не всем, каких-то прозрачных подходов, почему одним дали, а другим не дали, нет. И вот эту проблему до сих пор решить не удалось. Недавно мы обсуждали, что снова будем с этой темой выходить, поскольку в условиях жесткого бюджета мы заинтересованы в максимально эффективном использовании денег. Мы же не говорим, что снимаем эти деньги с поддержки молодой семьи - мы предлагаем рассмотреть другие формы поддержки. Но с этой темой мы доходили до того, что я вносил законопроект, а потом отзывал его, потому что понимал, что он не пройдет. Есть и другие примеры.
- Социалка оказывается священной коровой, которую боятся трогать?
- Да, депутаты понимают, что это непопулярная мера. Это еще и тема для спекуляций. И постоянно то выборы в законодательное собрание, то еще что-то. И все не хотят непопулярные решения принимать. Всем же хочется быть участниками популярных мер.
Но жизнь и экономика, в частности, полны непопулярными решениями. И когда мы говорим о той ситуации, в которой мы находимся, то нам предстоит огромное количество непопулярных решений - сокращение расходов, даже увеличение эффективности расходов будет непопулярным решением. Но если вы считаете, что за это должна нести ответственность исполнительная власть, то вы не правы. Я же, когда предлагаю провести обсуждения в общественной палате, делаю это не просто для информирования, а говорю о разъяснении позиции - если вы, выслушав позицию, согласились с ней, то будьте добры принимать часть ответственности за нее. И когда мы будем эти темы продвигать, мы скажем, что это прошло обсуждение с общественной палатой, задавались такие вопросы, были даны такие ответы. Это решение может быть непопулярным и сложным, но оно принято. И не важно, о чем идет речь - о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте, сокращении расходов по какому-либо направлению. В любом случае всегда будут недовольные. И я не хочу, чтобы это недовольство концентрировалось на мне. Я же не для себя это делаю, а чтобы регион мог развиваться.
- На выборах ваши соперники были недовольны вашими действиями, обвиняли вас в использовании административного ресурса.
- Я многократный участник разных выборов начиная аж с 1999 г. - я участвовал в выборах в Госдуму, заксобрания многих регионов и как одномандатник, и как списочник. И могу сказать, что есть такой жанр, когда после выборов говорят, что это «самые грязные выборы, которые только были». И все время это говорят одни и те же лица. Пусть эти люди представят факты, в чем именно заключался ресурс. Если посмотрите процент досрочного голосования, то он минимальный, надомное голосование - минимальное.
- Якобы вы собирали лишние подписи с муниципалов, чтобы не допустить соперников до выборов.
- В конечном итоге все, кто собирал подписи, были зарегистрированы. Когда все эти разговоры только начались, я сразу указал на статистику - сколько муниципальных депутатов у партий - и сказал, что легкой жизни не будет. Проблема не столько в количестве подписей, сколько в том, что они должны быть по всем муниципальным образованиям. Нельзя собрать все подписи в одном муниципалитете. Поэтому могут быть муниципалитеты, где нет голосов даже у тех партий, у которых есть крупные представительства в нескольких муниципалитетах. И я сказал, что надо заниматься этим вопросом заранее, а не в последний момент. Хотите участвовать в выборах? Нет проблем - но поработайте в регионе. И жалобы, которые были, все на эту тему. Был один персонаж (Александр Тарнавский. - «Ведомости»), который даже попыток сбора подписей толком не предпринял и считал, что мы за него должны их собрать. Он представитель одной из партий, а в региональном отделении партии ни разу не появился, к партийцам не обращался, официальной партийной поддержки не получил. И когда региональное отделение приняло решение о моей поддержке и многие муниципальные депутаты от этой партии подписались за меня, то что он удивляется, когда его не поддерживают?
- Вы лично как собирали подписи муниципалов?
- Я же много езжу по районам и знаком с большинством районных депутатов. Когда я приезжаю в район, я обычно встречаюсь с населением. Такая встреча зачастую превращается в выпуск пара, поскольку вопросы, которые там задаются, часто больше имеют отношение к местному поселению: фонари не горят, водопровод прорвало. Для обсуждения более общих вопросов я встречаюсь с депутатами районной думы, директорами местных предприятий и учреждений, которые лучше понимают систему межбюджетных отношений. Поэтому когда я заявил, что собираюсь идти на выборы, то сказал, что был бы признателен, если бы они оказали мне поддержку. У меня никаких проблем с подписями не возникало, кроме разве что организационного плана.
- Вы больше подписей собрали? Какой у вас фильтр - 5 или 7%?
- Да, я собрал несколько больше - и тем, кто реально собирал подписи, тоже помогал, призывал районных депутатов обеспечить максимальную конкуренцию. А вот тем, кто считал, что за них кто-то должен все сделать, надо избавляться от иллюзий. У нас самый минимальный барьер, который может быть. По закону - от 5 до 10%, мы поставили 6%, но потом, когда принималось решение внести изменение в закон по разрешению самовыдвижения, то мы еще и эту норму ввели - чтобы обеспечить доступ для всех желающих по максимуму из существующего федерального формата.
- А какое у вас в принципе отношение к муниципальному фильтру? Нужен он или нет? И можно ли его как-то облагородить, чтобы оставить те плюсы, о которых говорят его сторонники, и убрать те минусы, которые видят его противники?
- Должна быть система, которая позволит отсекать от участия в выборах странных, случайных людей. При определенных условиях это могут быть подписи избирателей. По существующей системе их собирают те, кто не является представителями партий. Либо тогда надо менять систему полностью. Муниципальный фильтр действует и для самовыдвиженцев, и для представителей партий. Либо можно делать сбор подписей обязательным для всех, но тогда возмутятся политические партии. Можно обсуждать, является ли муниципальный фильтр наиболее оптимальным, но это можно будет обсуждать, когда цикл выборов пройдет. Надо понять, сколько людей пытались пройти муниципальный фильтр и не прошли. Часто приходится слышать, что система плохая, - но пытался ли сделать что-то кандидат? Он отвечает, что не пытался, потому что это невозможно. Но ты попробуй хотя бы. Чтобы в лотерею выиграть, надо для начала билет лотерейный купить. Я понимаю, что если у нас сформируется категория людей, которые хотели пройти муниципальный фильтр, но не смогли...
- Какая-то часть есть, вроде Оксаны Дмитриевой, - по ним и судят. Трудно поверить, что такой человек не смог бы собрать подписи, если бы это зависело от него.
- При всем уважении к Оксане Генриховне - а я ее знаю очень давно, и она, безусловно, не новичок в политике - мне сложно на ее примере делать вывод в целом. Тем более я не погружен в ситуацию и по отдельно взятому региону очень сложно судить обо всей системе. У нас в Кировской области преград для сбора подписей не создавалось, кандидаты, поддержанные парламентскими партиями и реально работавшие, подписи собрали.
- Проходит очередная муниципальная реформа - перенарезка и отказ от прямых выборов и возврат полномочий, которые когда-то отдавали вниз, теперь вновь передают наверх. У вас по области какие схемы реализуются? Меняется ли у вас система выборов?
- Не меняется. Получилось так, что, когда я пришел, система такой и была - выборы главы муниципального образования из числа депутатов. Мы эту систему менять не стали. У нас [муниципальные] выборы будут в 2016 г. Плюс нынешних нововведений в том, что на территории субъекта могут быть разные варианты. Понятно, что действующие главы и думы дорабатывают в старых составах, для них никаких изменений все равно не происходит. А у нас есть 2015 год, чтобы по каждому из муниципальных образований отдельно ситуацию рассмотреть и принять решения. Сказать, что система, где глава избран на прямых выборах, работает эффективнее, чем глава, избранный депутатами, нельзя. В конечном итоге вопрос, каким образом избираются главы, имеет с идеологической точки зрения важное значение, но с точки зрения практической это не является панацеей от всех болезней и точно не является единственным фактором, от которого зависит развитие муниципального образования. Так что мы в 2015 г. посмотрим, но вообще это должно быть решением самих муниципалитетов. Об этом я говорил и на встречах с главами муниципалитетов.
Вопрос же полномочий связан с финансовой обеспеченностью, а здесь существует проблема - в соответствии с бюджетно-налоговым законодательством индивидуальных правил для муниципалитетов в рамках субъектов быть не может. Так получается, что чем больше мы передаем налоговых полномочий на уровень муниципалитетов, тем большая происходит дифференциация. Бедные богаче не становятся. Если я по максимуму передам полномочия и налоговые составляющие на уровень муниципалитетов, то выиграют Киров и Кирово-Чепецк, а остальные придется выравнивать. Естественно, мы вводим элементы стимулирования, заинтересовываем муниципалитеты в увеличении налогооблагаемой базы, но единое решение о том, чтобы по максимуму все передать, вызовет еще больший дисбаланс, который придется компенсировать из областного бюджета.
- Дмитрия Медведева в недавнем интервью в очередной раз спросили, либерал он или нет. Когда его об этом спрашивали в «Единой России», он сказал, что он либералом и не был, он консерватор по жизни. А тут он не рискнул и сказал, что правительство либеральное. Вы либерал в момент прихода во власть. Но, может быть, должностные полномочия как-то заставили поменять взгляды?
- Мне дискуссия на эту тему кажется всегда странной, если мы четко не определимся по понятиям. Потому что разные люди вкладывают разный смысл в понятия «либерал» и «консерватор», «патриот», «космополит». Мне, безусловно, близки либеральные ценности, но это не значит, что я категорически отвергаю консервативные.
В части социально-экономической политики либерализм заключается в том, что я считаю частную инициативу главным двигателем. Поэтому если посмотреть на те проекты, которые мы реализуем в области, то они направлены на то, чтобы пробудить инициативу, причем не только в бизнесе, но и в общественной жизни. К примеру, проект поддержки местных инициатив, который мы пятый год реализуем. В масштабах России такого нет. Все приходят, цокают языками: как здорово! Но рискуют повторить немногие. Мы со Всемирным банком его разработали четыре года назад. Это проект на уровне поселений, когда люди собираются вместе и решают, какие вопросы местного значения являются важными, голосуют и отбирают наиболее важные. Закладывают свое соучастие - 10-15%, а на остальное даем деньги мы. То есть они сами должны принять решение и проконтролировать реализацию. На сегодняшний день у нас реализовано более 1300 проектов, более 1 млрд руб. на это потрачено, начиная от детских площадок и заканчивая водокачками. Все районы области участвуют. Если ты будешь сидеть и ждать, когда что-нибудь произойдет, - такого не будет. Причем мы говорим о вопросах, которые относятся к местному самоуправлению. Ни о каких ремонтах школ или об обороноспособности страны речи не идет. Это те вещи, которые в соответствии с законом являются предметом деятельности местного самоуправления. Вы сами принимаете решения, это способ самоорганизации граждан. И таких проектов, направленных на пробуждение частной инициативы, огромное количество. Например, еще проект по лекарственному страхованию. Мы готовы оплачивать значительную часть стоимости необходимых лекарств, но если люди сами будут заботиться о своем здоровье: ходить к врачам, соблюдать режим, соучаствовать в приобретении лекарств и т. д. В части социальных льгот мы сейчас планируем проводить большую работу. Будем переходить к принципам адресности и нуждаемости. То есть мы не хотим, чтобы люди получали меньше поддержки, - но мы хотим, чтобы поддержку получали те, кто в ней действительно нуждается.
В рамках существующих программ мы, как можем, поддерживаем бизнес. Я лично со всеми предпринимателями общаюсь. С точки зрения прозрачности нет претензий. Вот это и есть современная либеральная политика. В части политических процессов - есть муниципальный фильтр, но в рамках его у нас минимальный барьер. У нас есть самовыдвижение. Так что в этом плане я либерал. Но если мне пытаются сказать: вы либералы, например, [потому что] за однополые браки или, еще хуже, не патриоты своей страны и прочее, - то я прошу не путать понятия. Другое дело, что за годы работы главой региона я стал лучше понимать очень многие процессы, понимаю, что называется, специфику работы «на земле». И то, что я эти вещи учитываю при принятии решений, не значит, что я отказался от своих принципов и идеалов.
- До вас докатилась волна «крымнашизма», единения, которое по одному вопросу распространяется и на все остальное? Или в Кирове это в меньшей степени значимые вещи?
- Я считаю, что большая поддержка власти в ходе тех процессов, которые были в этом году, безусловно, фиксируется, причем не только ростом рейтинга президента. И у меня нет иллюзий, что результаты на выборах, которые получили действующие главы (это, разумеется, касается и меня самого) - это только заслуга кандидатов. Это в том числе, а возможно, и в первую очередь отношение к власти и президенту со стороны населения. Этого нельзя не учитывать. Что касается того, что сама тема патриотизма и единения стала чаще звучать, то да, это происходит. Но это связано не только с темой Крыма, но и с подготовкой юбилея Победы в Великой Отечественной войне, которая обсуждается в обществе, и другими процессами.
- А вас не беспокоит оборотная сторона медали - некое ожесточение, разделение на черное и белое?
- Это плохо. Мне часто приходится разговаривать на эту тему со студентами и школьниками. И я им пытаюсь объяснять, что патриотизм - это не значит исключительно рвать на груди майки на стадионе и громко кричать слово «Россия». Ты должен любить свою страну, знать свою историю. Причем нет такого государства, где история была бы безоблачной и описанной красивыми картинками. В истории каждой страны есть неприятные моменты. Но сила государства как раз заключается в том, чтобы эти ошибки признавать, понимать, делать выводы. От того, что Германия признала преступность нацизма, она менее великой страной не стала. Это как раз из тех примеров, когда государства нашли мужество признать позорные страницы истории, перевернуть их и делать все возможное, чтобы они не повторились. И когда сейчас США, Австралия осуждают события многовековой давности, связанные с рабовладельчеством, или церковь признает ошибки инквизиции, то это только с виду кажется, что не нашли ничего более значимого, это очень серьезный момент. От этого ни государство, ни общество не становятся менее значимыми и сильными, а их жители не становятся меньшими патриотами. Поэтому важно историю знать и ее популяризировать и делать выводы. И любить свою страну. Ты же свою маму или жену любишь не за то, что они идеальны - идеальных людей не бывает, ты знаешь их недостатки и точно знаешь эти недостатки лучше, чем другие. Но любишь-то не за это.
- А Крым - это будет позорная страница или героическая?
- Я ездил в Крым прошлой весной. Мне хотелось самому понять настроения людей. У меня нет ни малейших сомнений после этой поездки, что подавляющее большинство граждан Крыма действительно хотели объединения с Россией, это для меня вопрос ключевой. В истории мало ситуаций, которые являются однозначными и оценка которых не меняется через 100-200 лет. Есть вопросы, которые задают эксперты: надо ли было проводить референдум в такие сроки, например. Это вопросы важные, и на них должны соответствующие люди отвечать, но с точки зрения всей ситуации это скорее нюансы. Важнее было, хотел ли Крым присоединиться к России. Хотел. Что к этому привело? Политика Украины или еще что-то? В этом я не эксперт и не берусь оценивать.
- А не важнее ли не что к этому привело, а к чему это привело и чем обернется?
- Это может привести и приводит к серьезным последствиям. Является ли это испытаниями, пройдя через которые Россия станет еще более сильным государством, или это послужит катализатором для развития негативных процессов, я сказать не могу. Надеюсь, что будет первый вариант.
- На ваш взгляд, Крым-ура-наш или Крым-увы-наш?
- Крым наш - факт. Это объективная реальность, основанная на желании самих жителей Крыма.
- Либеральная оппозиция в конце года объявила об очередной попытке объединения. Возможна ли все-таки в России либеральная партия или движение, которое реально будет занимать существенную нишу?
- Я очень на это надеюсь. Но, видимо, время еще не пришло. Пока идут попытки склеить ее из того, что существовало и существует. А это неправильно. Я с большим уважением отношусь к отдельным участникам процесса, со многими дружу и общаюсь, сам в прошлом принимал участие [в ее создании]. Должна ли быть в России либеральная партия, занимающая определенную нишу в парламенте, в обществе? Да, должна. Будет ли она? Да, будет, это вопрос времени. Будет ли это результат переклейки того, что есть? Вряд ли.
- Алексей Навальный в своем недавнем интервью сказал, что все губернаторы в нынешней системе - это фикция, в том числе комментируя и вашу деятельность.
- Алексей Навальный, безусловно, талантливый и яркий человек, но я не считаю необходимым комментировать ни его слова, ни его действия. В том числе и с учетом той жизненной ситуации, в которой он находится сейчас. Критиковать его, толкать его в спину, зная, что он не может полноценно ответить, я не буду. Наше же с ним расхождение по внутренним идеологическим противоречиям состоялось значительно раньше, чем он стал фигурой федерального масштаба. У нас разные представления, как надо строить политику, что можно делать в политике, а что нельзя. Мне когда-то давно привили принцип, что в политике нельзя переходить на личности. У Алексея на этом много построено в его работе. Для меня это неприемлемо, даже если речь идет о людях, которые мне самому неприятны. В таком формате строить политическую борьбу, я считаю, некрасиво и неправильно. От того, что ты обозвал плохим, обидным и хлестким словом какого-то человека, он не стал меньшим коррупционером. А с точки зрения аргументации для твоей аудитории эта эмоциональная составляющая просто уводит в сторону.
Я считал, когда переходил из публичной политической деятельности на работу губернатором, что в стране требуются серьезные реформы и изменения. Я считал и считаю, что их надо делать внутри системы, поэтому я работаю, приходится непросто, но я пытаюсь что-то делать, аргументировать. Он считает, что должно быть по-другому. Я считаю, что одной из главных проблем нашего общества является патернализм - позиция, что за тебя кто-то должен все решить, порочная. Но не менее порочна ситуация, когда говорят, что наверху одни уроды. А то, что проблема есть в самом обществе - хотя это неприятно для самого общества - об этом не говорят ни те ни другие. Надо четко понимать, что, пока мы сами не изменимся, ситуация не изменится. Проще всего думать, что если все плохо, то только из-за того, что во главе города, региона, страны стоят люди, которые ничего не понимают, ничего не умеют. Позиция, что каждое общество имеет то правительство, которое оно заслуживает, абсолютно верна. Недовольны? Изменения надо начинать с себя. Нужно больше проектов, связанных с инициативой, с пробуждением внутренней пассионарности, я пытаюсь их делать.
- На какой стадии выполнение майских указов президента? Будут ли какие-то изменения в их исполнении?
- Мы не выбиваемся из тех дорожных карт, которые были утверждены. Задачи и цели указов не подвергаются пересмотру, другое дело, что в большинстве указов горизонты достаточно длительные - до 2018 г. Например, у нас достаточно высокий рост был по ряду отраслей, в частности мы входим в первую пятерку по стране с соотношением зарплаты медработников к средней зарплате по региону.
- Недавно была информация, что в Кировской области снизили зарплату учителям и врачам.
- Это неправда, мы эту информацию опровергли и попросили прислать фамилию конкретного учителя, квитанции и его данные по нагрузке. Тогда можно понять, из-за чего зарплата понизилась. Может быть, у человека уменьшилась нагрузка, а значит, и уменьшилась зарплата. Сокращения фонда оплаты труда нет, зарплата может сократиться только в результате работы конкретного человека.
- Повышение фонда оплаты труда может происходить из-за того, что главврач или директор школы получают зарплату в разы большую, чем у рядовых сотрудников. Это как-то отслеживается?
- Вообще, есть две крайности. Мы можем управлять системой здравоохранения, образования, любой другой вплоть до того, чтобы регулировать зарплату каждого сотрудника. Тогда на уровне области будут сидеть люди и принимать решения, исходя из отчетных показателей, не видя конкретной работы, в соответствии с какими-то планами, которые могут не иметь отношения к реальным результатам труда. Но это абсурд. Поэтому нам часто говорят: дайте больше автономии учреждениям. У нас в системе здравоохранения учреждения, которые обладают большой самостоятельностью. Оборотная сторона этой самостоятельности - то, что происходят такие вещи. И тут нельзя сказать: «Ребята, вы самостоятельные, но зарплату мы вам будем начислять каждому из центра». Поэтому у нас есть рекомендации, как могут отличаться зарплаты низшего персонала и руководителей. Наиболее экстремальные показатели мы отслеживаем и регулируем. А с 2014 г. вся эта информация публичная - руководители бюджетных учреждений приравниваются в части предоставления информации к госслужащим. Поэтому если кто-то видит запредельные данные у начальства, то никто не отменял ни трудовых коллективов, ни профсоюзных собраний - разберитесь.