Хосе Мухика: Персона - Хосе Мухика, президент Уругвая

Daniel Caselli/ AFP

Правители-рекордсмены

Согласно Los Angeles Times, покойный ливийский диктатор Муамар Каддафи был самым богатым правителем XXI в., на его банковских счетах находилось более $200 млрд. По данным издания, капиталы Каддафи были больше, чем у трех самых богатых людей планеты, - Карлоса Слима, Билла Гейтса и Уоррена Баффетта. Таким образом, до своей смерти он был самым богатым человеком в мире.

Восточная Республика Уругвай

Государство в Южной Америке. Территория - 176 215 кв. км. Население (на 30 июня 2013 г.) - 3,44 млн человек. ВВП (2013 г.) - $55,7 млрд. Рост ВВП (II квартал 2014 г., в годовом исчислении) - 3,7%. Инфляция (ноябрь 2014 г., в годовом исчислении) - 8,05%. Безработица (октябрь 2014 г.) - 6,7%. Товарооборот (январь - октябрь 2014 г.): экспорт - $7,9 млрд, импорт - $9,1 млрд. Государственный долг (II квартал 2014 г.) - $34,7 млрд. Внешний долг (II квартал 2014 г.) - $24,2 млрд. Международные резервы (на 11 декабря 2014 г.) - $17,5 млрд.

В начале декабря уругвайцы избрали новым президентом врача-онколога Табаре Васкеса, который обещал продолжить реформы «самого бедного президента мира» Хосе Мухики. Действующий президент продолжит управлять страной до марта 2015 г. Президент Уругвая Хосе Мухика подает личный пример аскетизма, отказавшись от государственного дворца в пользу фермерского домика, жертвует большую часть своих доходов на социальные проекты, летает эконом-классом и ездит на стареньком Volkswagen. «Если бы я попросил людей жить так, как живу я сам, они бы меня убили», - заметил Мухика во время интервью The Guardian.

Шесть ранений и 15 лет в тюрьме

Мухика родился в 1935 г. в столице Уругвая Монтевидео в семье виноделов Димитрия Мухики и Люси Кордано. Образование получил в государственной школе, окончить университет ему так и не удалось. Дядя Мухики был националистом и оказал огромное влияние на политические представления будущего президента. В 1956 г. он познакомил его с членом националистической партии Энрике Эрро, в этом же году Мухика стал секретарем регионального отделения Национальной партии, с тех пор его судьба неразрывно связана с политикой. После неудач на региональных выборах Мухика покинул Национальную партию, чтобы в 1962 г. создать Народный союз, в который входили социалистическая партия Уругвая и небольшая группа независимых социалистов. В это же время Мухика стал участником партизанского движения «Тупамарос», которое в 1970-х гг. получило известность в связи с серией ограблений банков, похищений людей и передачей украденных продуктов питания и денег бедным. Во время правления Хорхе Пачеко Ареко в стране господствовало насилие, правительство пыталось справиться с партизанской войной и оппозицией, выступающей против правительственной экономической политики, используя жесткие методы. Мухика был шесть раз ранен в столкновениях с полицией, в 1972 г. был схвачен и заключен в тюрьму, где провел в нечеловеческих условиях почти 15 лет. Среди заключенных также были нынешний министр обороны Элеутерио Фернандес Уидобро и основатель движения «Тупамарос» Рауль Сендик.

После восстановления демократии в стране в 1985 г. Мухика вышел на свободу благодаря закону об амнистии политических заключенных. Спустя несколько лет он вернулся в политику, чтобы поучаствовать в выборах в парламент, в 1994 г. был избран депутатом от Монтевидео, а на выборах 1999 г. стал сенатором. Вместе с политическим ростом Мухики его партия (получила название «Широкий фронт»), с 1973 по 1984 г. находившаяся в подполье, также стремительно набирала популярность в стране. На выборах 2004 г. партия получила более 3 млн голосов избирателей и выдвинула своим кандидатом в президенты Табаре Васкеса, набравшего 51% голосов избирателей. В марте 2005 г. он назначил Мухику министром животноводства, сельского хозяйства и рыболовства. Главным советником Мухики тогда стал профессиональный агроном Эрнесто Агацци. «Агацци - истинный служитель общества», - говорил Мухика в интервью уругвайскому изданию El País. Сам же он больше занимался политической деятельностью и общался с народом, уже тогда большинство уругвайцев полюбили министра за его искренность, хотя были и те, кто жаловался на его непрофессионализм.

В марте 2008 г. Мухика покинул свой пост, передав его Агацци, к тому времени своему близкому другу, вернулся к работе в сенате и начал готовиться к выдвижению в президенты. В том же году на чрезвычайном съезде «Широкого фронта» он был выдвинут новым официальным кандидатом в президенты на выборах 2009 г. Во время своей избирательной кампании Мухика опубликовал книгу, в которой были собраны несколько интервью политика и его главные идеи. Книга вызвала бурную реакцию, на что Мухика заявил, что может ошибаться, как и любой другой человек. В результате удачной президентской кампании и любви народа в октябре 2009 г. Мухика был избран президентом, получив 52% голосов избирателей. После вступления в должность он отказался переезжать в президентскую резиденцию и остался жить в своем небольшом доме с женой Лусией Тополански, коллегой по сенату и историческим лидером движения «Народное участие». Президентский дворец Мухика назвал убежищем для бездомных. «Мухика - фермер с кустистыми бровями, в поношенной одежде и старой обуви, в нем живет идеалистическая вера в потенциал человечества и усталость от современного мира», - писала об уругвайском президенте The Guardian.

«Употребление марихуаны - не самая страшная вещь»

Став президентом, Мухика определил четыре главных направления своей работы: образование, безопасность, окружающая среда и энергетика. Кроме того, новый президент заявил о проведении широкомасштабной реформы государственной службы по модели реформы Новой Зеландии. Главной своей целью Мухика обозначил борьбу с нищетой и сокращение бедности на 50%. За время президентства он добился огромных успехов: в 2013 г. The Economist признал Уругвай «страной года» - он стал первым государством, удостоившимся такой чести. Из консервативно-католической страна стремительно превратилась в настоящий оплот социального либерализма.

Под руководством Мухики Уругвай стал и куда менее опасной страной. После полной легализации марихуаны и установления жесткого государственного контроля над ее оборотом в июне 2012 г. транснациональные наркокартели начали покидать страну. Марихуана стала общедоступной, и популярность героина и кокаина резко пошла на убыль, Уругвай перестал быть прибыльным местом. «Употребление марихуаны - не самая страшная вещь. Настоящая проблема - это наркоторговля», - цитирует президента BBC.

Правительство устанавливает цены на такие товары первой необходимости, как молоко, и бесплатно дает образование и предоставляет компьютер каждому ребенку. Ключевые энергетические и телекоммуникационные отрасли национализированы. При предшественнике Мухики Уругвай занял первое место в мире по попыткам ограничить потребление табачной продукции. А на этой неделе в Уругвае был принят самый радикальный законопроект, согласно которому государство получает право легально производить, распределять и продавать марихуану. Подобные действия - наряду с другими законами, касающимися однополых браков и абортов, - заслужили похвалу и укрепили репутацию Уругвая как либерального государства. «Моя страна не слишком открыта. Эти меры являются вполне логичными, - сказал он. - Что касается легализации марихуаны, здесь речь идет вовсе не о том, чтобы стать более либеральной страной. Мы просто хотим, чтобы наркоманы перестали пользоваться услугами подпольных дилеров. Однако мы готовы также ограничить их право на курение, если они превысят разумные нормы потребления марихуаны. Это как с алкоголем. Если вы выпиваете по бутылке виски в день, к вам нужно относиться как к больному человеку». По его мнению, возможности Уругвая по улучшению общества ограничены силой мирового капитала. «Я устал от того, как все складывается. Мы живем в эпоху, когда просто невозможно игнорировать логику рынка, - объясняет он. - Вся современная политика построена на краткосрочном прагматизме. Мы отреклись от религии и философии, все, что нам осталось, - это автоматизация действий, которые диктует нам рынок».

Островок беженцев

в мире сумасшедших

Президент Уругвая живет по средствам и в своей политике продвигает идею использования возобновляемых источников энергии и переработки отходов. На конференции Rio+20, организованной ООН в 2012 г., он выступил с резкой критикой «слепой одержимости» идеей достижения экономического роста путем увеличения уровня потребления. Однако, учитывая то, что экономика Уругвая развивается со скоростью более 3% в год, Мухика с некоторой неохотой признает, что должен продвигать идею материальной экспансии. «Я президент. Я вынужден бороться за создание новых рабочих мест и новые инвестиции, потому что потребности людей растут, - говорит он. - Я стараюсь увеличить уровень потребления, но при этом снизить уровень нецелесообразного потребления, я против бессмысленной траты - денег, ресурсов, времени. Мы должны создавать вещи, которые смогут просуществовать долгое время. Это идеал, но нам вряд ли удастся воплотить его в реальности, потому что мы живем в эпоху накопления».

«Сегодня мы можем перерабатывать практически все. Если бы мы жили по средствам, т. е. были бережливыми, то 7 млрд человек, живущих на планете, могли бы иметь все, что им нужно. И глобальная политика должна развиваться именно в этом направлении, - объясняет он. - Однако мы мыслим как народы и страны, а не как человеческий вид». Свою родину, которая считается самой безопасной и наименее коррумпированной страной в Латинской Америке, Мухика называет «островком беженцев в мире сумасшедших».

С момента вступления в должность президента Уругвая в 2010 г. он уже успел заслужить одобрение представителей многих стран за то, что отвергает роскошь и проводит политику в пользу легализации однополых браков, абортов и конопли, что позволило Уругваю завоевать звание самого либерального государства Южной Америки. Издание Daily Mail в статье под характерным заголовком «Наконец появился политик, который честен в своих расходах» называло его надежным и харизматичным лидером. Однако человек, который широко известен и как Пепе, утверждает, что люди, считающие его бедным, неверно понимают суть богатства. «Я не самый бедный президент. Самым бедным является тот, кому для жизни нужно слишком много. Мой образ жизни - это следствие моих ран. Я сын своей истории. Прежде я часто чувствовал себя самым счастливым человеком на свете просто потому, что у меня был матрас», - говорил Мухика в интервью The Guardian.

Уругвай - одна из наиболее развитых в экономическом отношении стран Латинской Америки, но для экономики страны характерны постоянные сочетания подъемов и спадов, резкие скачки инфляции. Ведущие отрасли сельского хозяйства страны - земледелие и животноводство. Многие отрасли промышленности, такие как нефтеперерабатывающая и пищевая, в основном находятся в руках государства. В 90-х гг. была принята программа по приватизации ряда отраслей, однако фактически из всех государственных компаний в частные руки перешел лишь международный аэропорт «Карраско». Другие же (например, телекоммуникационная компания Antel) так и остались в руках государства.

В своем внешнеэкономическом развитии Уругвай старается вырваться из экономической зависимости от своих соседей, а для этого использует российские капиталовложения и технологии. Основу российского экспорта в Уругвай составляют продукция химической промышленности, включая химические удобрения, реагенты для кожевенной промышленности, поверхностно-активные моющие вещества, резинотехнические изделия, прокат черных металлов, запасные части, машины и оборудование. Из Уругвая Россия импортирует продовольственные товары, мороженое мясо и рыбу, молочные продукты, кожу, меховую одежду, шерсть, вино и сыр. Пабло Бриоззо из Республиканского университета Уругвая считает, что экономика страны будет продолжать развиваться в 2015 г., ее рост составит около 3,5%, «в 2014 г. экономика уже 12-й год подряд не попадает в рецессию, для Уругвая это отличная тенденция». Центральный банк Монтевидео еще более оптимистичен, аналитики прогнозируют рост экономики на 4,1% в 2015 г. По мнению экспертов из International Business Times, риск инфляции в Уругвае продолжает оставаться высоким, «даже если она стабилизируется в декабре 2014 г., 8,5% - все еще много для страны». Прогнозы Latin Focus более оптимистичны: ожидается, что инфляция будет умеренной и снизится на 7% в 2015 г. Экономический аналитик Моника Умпьере указывает, что безработица за последний год в стране снизилась, хотя продолжает быть высокой, на уровне 6,4%, «но в новом году ожидается, что уровень безработицы упадет до 5%», говорит Умпьере.