Эксперты: «Люди тратят меньше»


В целом рынок испытывает определенное потрясение. Если мы говорим о рынке торговой недвижимости Москвы, то конкуренция возрастает. Только в этом году выходят два больших амбициозных проекта c сотнями тысяч квадратных метров сдаваемых площадей. Оба объекта испытывают сложности - часть арендаторов не вполне уверена в своих продажах.

Мы тоже открываем несколько больших объектов, один из них - торгово-развлекательный комплекс «Мари» в Марьине совместно с ФСК «Лидер». Откроем наш флагманский проект - ТРК «Ривьера» (бывший «Ривер молл») на Третьем транспортном кольце площадью около 300 000 кв. м. На сегодняшний день подписано уже более 50% договоров аренды. Но есть нюансы. Эра валюты в ставках закончилась. Не потому, что это неудобно арендодателям, а потому, что валютное финансирование практически закончилось. Наверное, осталось 5-6 крупных московских проектов, которые по-прежнему могут потребовать аренду в валюте, но рынок в основном перешел на рубли. Планы по развитию наших партнеров-арендаторов корректируются: ряд брендов прямо заявили о заморозке своей деятельности до Нового года, другие настаивают на своих условиях.

Praktika Development

Управляющая компания торговыми комплексами. Владельцем считается предприниматель Сергей Гордеев. Основные проекты компании - «Ривер молл», ТРЦ «Каскад сити» в Чебоксарах, «Мари» в Марьине и т. д.

В то же время надо отметить, что посещаемость торговых центров восстановилась до посещаемости прошлого года. Правда, к сожалению, это нельзя экстраполировать на ставки арендной платы, потому что в любой кризис посещаемость торговых центров увеличивается, но при этом покупатели тратят меньше. Они разумнее подходят к своим затратам, т. е. готовы прийти, посидеть в кафе, в ресторане, но при покупке вещей становятся более консервативными.

Сказать, что мы настроены очень оптимистично, не могу. С другой стороны, хочется отметить, что приходится тратить больше усилий, работать аккуратнее и качественнее. Новые объекты должны быть качественными не только с точки зрения торговой составляющей - они должны быть удобными. До них должно быть удобно добираться, должна быть комфортная парковка, достаточное количество сервисов с точки зрения проведения досуга. Уверен, что, как и в предыдущие кризисы, качественные торговые объекты сохранят свои позиции. А те объекты, которые построены не очень качественно, не в лучших местах, с непродуманной концепцией, безусловно, пострадают в первую очередь.