Регуляторы: Три направления помощи бизнесу
Что касается автомобильного кластера, то он в нашей политике занимал особое место. Это новый для нас вид деятельности, но тем не менее мы довольно быстрыми темпами вошли в число основных регионов - производителей автомобилей. Мы выпустили уже более миллиона легковых автомобилей на территории нашей области, мы производим грузовые автомобили Volvo, экскаваторы. Не хотели бы останавливаться, но нынешняя ситуация, когда мы силами автомобилестроительного кластера подошли к 40%-ной отметке в общей доле объема промышленного производства, нас, конечно, очень сильно настораживает, поэтому мы наравне с производителями автомобилей активно участвуем в том, чтобы сформировать новую политику, способствующую приданию большей уверенности производителям автомобилей в нашей стране.
Я во-первых, хотел бы всех поздравить с тем, что мы уже пятый год собираемся здесь, на этой площадке. И неизменно полный зал, который собирается на наши форумы, говорит о том, что есть большая польза и практический результат. Особенно это актуально сейчас, когда автомобильная промышленность за очень короткий период времени впадает во второй период рецессии, когда падают, причем еще больше, чем в предыдущий неблагоприятный период, объемы продаж. Это очень серьезный вызов, и нам нужно найти адекватные меры поддержки, ибо производственных мощностей мы за предыдущий период благодаря той политике, которую руководство страны проводило, создали достаточно много. Уже достаточно для того, чтобы в полной мере не только удовлетворить спрос нашего населения, но и большую долю нашей продукции поставлять на экспорт.
Регион-донор
Сегодня Калуга - это удобная площадка для проведения таких форумов. Если говорить, допустим, об иностранных инвестициях, то начиная с 2006 г. их было привлечено в экономику [региона] $13,8 млрд, в том числе иностранных инвестиций - примерно $8,2 млрд. Этот объем касается более чем 150 реализуемых проектов. За последние годы мы привлекали ежегодно в пределах $2,5 млрд - это примерно два наших годовых региональных бюджета, и это давало нам уверенность в том, что мы в дальнейшем будем пожинать результаты в виде дополнительных бюджетных поступлений. Так и произошло: мы стали самодостаточным регионом и на 2015 г. отнесены к числу регионов-доноров.
Я недавно выступал в Совете Федерации, приводил некоторые цифры и показатели: индустриальные парки, которые мы открыли на территории нашей области, в федеральный бюджет уже дали 160 млрд руб. налогов. То есть государству этим заниматься очень и очень выгодно, при том что государство в создание этих индустриальных парков не вложило ни копейки: если бы не было нашей инициативы, то не было бы и этих 160 млрд.
Сегодня у нас уже в автомобилестроении занято более 12 000 человек, причем это не только наши калужане, но и из 70 регионов нашей страны к нам приехали специалисты.
Поддержать производителей
Конечно, совершенно справедливы требования по локализации. Это требования, которые предъявляются к производителям любой техники, в особенности автомобильной, в любом государстве. Но кроме требований нам необходимо продумать еще и дополнительные меры поддержки поставщиков второго-третьего уровней для того, чтобы и наши отечественные компании - производители автокомпонентов, и зарубежные небольшие компании имели возможность успешно работать у нас на территории России. Мне кажется, было бы правильным, если бы мы всю довольно значительную поддержку, которая сегодня осуществляется государством по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса, поделили, например, на три - различной значимости по приоритетам.
Первая категория - те предприятия малого и среднего бизнеса, которые экспортно-ориентированны. Не важно, будут ли это производители автокомпонентов или другой какой-то техники, но, если они экспортно-ориентированны, их нужно особенно поддерживать, и в этом перспектива развития экономики и реального сектора нашей страны. Вторая категория - те, кто работает в обрабатывающих отраслях, куда попадают и производители автокомпонентов (хотя, кстати говоря, и в первый разряд они вполне могли бы попадать - и будут обязательно. Тем более что мы сегодня получаем с формированием евразийского экономического пространства уникальные возможности). Только третьего уровня поддержка могла бы касаться тех, кто занят в сфере торговли, услуг и т. д. Сегодня же этой третьей категорией съедается очень большая часть государственной поддержки, которая осуществляется по отношению к малому и среднему бизнесу, что я считаю неправомерно. Может быть, пока даже можно обойтись без увеличения общего объема средств, но сконцентрировать их на обрабатывающих производствах.
Доверие к стране и области
До конца года концерн Volvo намерен открыть очень серьезное предприятие - завод по производству кабин. Более 100 млн евро - стоимость этого проекта, это говорит о серьезных намерениях этого концерна в развитии своего производства на территории России. Мы, конечно же, должны предельно внимательными быть к тому, чтобы те, кто продолжает, в особенности в нынешней ситуации, вложение своих средств, чувствовали себя уверенно на российском рынке.
Очень важно, что Volkswagen заканчивает строительство завода по производству двигателей. Мы это очень высоко оцениваем, это как доверие в целом к нашей стране и к Калужской области в частности.
Еще мы должны подумать о том, какие условия дополнительно создать для поставщиков, кроме малого бизнеса, потому что есть и крупные производители автокомпонентов. Здесь тоже должны быть специальные условия созданы, чтобы им было выгодно на территории нашей страны свои производства открывать. Может быть, какие-то специальные программы льгот и преференций. Конечно, в итоге это все в небольшой перспективе обязательно скажется на повышении стабильности нашего государства.