Регуляторы: Поддержка и взаимодействие


По поводу ограничения предельного срока эксплуатации коммерческого транспорта. Понятно, что состояние 15-летнего Volvo и 15-летнего «Камаза», произведенного тогда еще по советской технологии, будет различаться. Будут только сроки или какие-то еще параметры, определяющие, исчерпал грузовик/автобус свой ресурс или нет? Александр Морозов: Мы надеемся, что здесь будет действовать комплекс мер: с одной стороны - экологический налог, с другой - утилизационные предложения по стимулированию замены автомобиля на новый, с третьей - ограничения по эксплуатации. Но когда вы говорите, что 15-летний Volvo [гарантированно лучше] 15-летнего «Камаза», то тут много вариантов - кто как эксплуатировался. Может 15-летний Volvo представлять собой хлам, а 15-летний «Камаз» быть в приличном состоянии. Я думаю, что технические требования, которые там будут применены, будут [детальными] и согласованными экспертами. Это, безусловно, публичный документ.

Ситуация с производством легковых автомобилей является критерием общего состояния экономики в целом, потому что потребительские предпочтения базируются на доступном финансировании, на уверенности. Что касается автобусов и легких коммерческих автомобилей, то отрицательную динамику по этому сегменту мы наблюдали не только с начала этого года, а скорее даже с конца прошлого года, и здесь прямая связь с активностью малого и среднего бизнеса. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что рынок демонстрирует устойчиво понижательные тенденции.

Количество мер государственной поддержки, реализуемых в отношении автомобильной промышленности, является беспрецедентным - по моей оценке, ни одна отрасль не пользуется таким количеством мер государственной поддержки. Кроме представленных и действующих мы обсудим с вами самые перспективные наши идеи.

Текущие меры господдержки

Представление субсидий на техническое перевооружение предприятий автомобилестроения - это так называемое 640-е постановление, в рамках которого в этом году у нас уже выделено свыше 4 млрд руб. Более 30 предприятий автомобилестроения получили эту субсидию на компенсацию части уплат процентов по кредитам, привлеченным на техническое перевооружение и модернизацию в российских кредитных учреждениях. Это почти 90% ставки рефинансирования, это чувствительная мера господдержки. Мы планируем, что в декабре дополнительно на эту статью добавим еще 1,7 млрд руб. - предварительно позиция согласована с Минфином.

Анализируя количество участников этой меры господдержки, хотелось бы отметить, что, к сожалению, производители и поставщики автокомпонентов и материалов этой мерой не пользуются. На последнем совещании с заместителями глав субъектов Федерации Приволжского федерального округа мы этот вопрос детально разбирали. И оказалось, что малым и средним предприятиям, которые являются поставщиками второго и третьего уровня, в силу размера этих компаний не всегда удается мониторить ситуацию и знать о существующих мерах господдержки. Поэтому мы продолжаем 640-е постановление рекламировать в хорошем смысле этого слова. В проекте федерального бюджета на 2015-2017 гг. эти деньги предусмотрены, и мы хотели бы попросить автопроизводителей доводить эту информацию до своих поставщиков автокомпонентов.

Следующая мера - это субсидирование перевозок автомобилей, произведенных в Дальневосточном федеральном округе, в другие регионы страны. Эта мера имеет целевой характер и направлена на поддержку дальневосточного автомобильного кластера. Мы считаем, что на определенном этапе развития инвестиционных проектов эта мера оказала существенную поддержку, но с выходом проектов на заданные показатели мы потихонечку будем сокращать эту меру. И уже в бюджете 2015-2017 гг. мы в 3 раза сократили это направление.

Третья мера - это финансирование прикладных исследований и разработок. Работа ведется по трем большим направлениям. Первая тема - это двигателестроение, речь идет о дизелях среднего и большого класса.

Отдельное постановление 1312 - о субсидировании части затрат на конструкторские разработки. В этом году в октябре мы объявили конкурсы на разработку и внедрение в серийное производство автомобилей платформы класса В с автоматической системой управления, системы подачи топлива и управления впрыском для средних и крупных дизелей и разработку узлов трения и качения для тяжелых транспортных систем. В настоящий момент заявки поданы, и мы тоже будем анализировать, кто из участников в данном случае получит соответствующую меру государственной поддержки.

Следующее направление - это блок субсидий на компенсацию части затрат на производство автомобилей экологических классов «Евро-4», «Евро-5».

Учитывая отрицательную динамику рынка и непростую ситуацию, складывающуюся в автомобильной отрасли во втором полугодии 2014 г., мы дополнительно запустили целый ряд мер государственной поддержки. Первое - это субсидии субъектам РФ на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе. Прием заявок закончился, общий объем финансирования по этой мере государственной поддержки в 2014 г. - 3,7 млрд руб. Предварительное подведение итогов по поданным заявкам показывает, что 25 субъектов Федерации подали заявки на участие на общую сумму 6,2 млрд руб. Самые крупные заявки подала Республика Татарстан - 1,3 млрд руб., Краснодарский край - на 720 млн и город Москва - на 520 млн. В случае если сумма заявок по этой мере государственной поддержки превышает выделенную на этот год сумму, то происходит пропорциональное уменьшение заявок субъектов для того, чтобы попасть в установленный лимит. Мы планируем, что эту меру государственной поддержки мы продолжим в 2015 г.

Следующее - это применение национального режима при закупках автомобильной техники органами исполнительной власти. Подтверждение ее соответствия и подтверждение факта продукции, произведенной в РФ, опирается на нормативный документ Таможенного союза, Евразийского союза, который был принят в 2009 г., который перечисляет участников. Решение это неполное, у нас ряд производителей российских в нем отсутствуют по разным причинам. Мы в настоящий момент готовим корректировку и соответствующую поправку сделаем.

Следующее направление - это прямые государственные закупки федеральных органов исполнительной власти. Непосредственно Министерство промышленности и торговли во втором полугодии этого года в рамках корректировки федерального бюджета изыскало собственные резервы и направило для Министерства внутренних дел и Федерального медико-биологического агентства дополнительные 2,3 млрд руб. на дополнительную закупку техники для нужд этих ведомств. Вчера мы получили соответствующий циркуляр из МВД и ФМБА, который подтверждает, что продукция была закуплена.

Следующая мера - это внесение изменений в технический регламент о требованиях к выбросам автомобильной техники. Речь идет о прекращающем свое действие техническом регламенте РФ № 609, который 31 декабря 2014 г. действует последний день и потом органически вливается в технический регламент Таможенного союза № 018.

Утилизация

В этом году мы существенно модернизировали Программу обновления парка колесных транспортных средств. Кроме утилизации автомобилей, мы используем механизм трейд-ин, помимо легковых автомобилей, мы включили в программу легкие коммерческие автомобили, автобусы, грузовые автомобили. Важно то, что мы впервые демонстрируем значительный рост продаж автомобилей в сентябре по отношению к августу. Первого сентября, напомню, мы запустили программу. И попытались понять: это традиционный осенний рост продаж либо это действительно результат деятельности мер государственной поддержки? С помощью этой программы мы достигли [роста 14,7%]. Более того, мы в целом замедлили падение рынка за один месяц на 1% в целом в годовом исчислении. Поэтому будем надеяться, что эта мера государственной поддержки еще окажет нам дополнительную поддержку. Мы планируем дополнительно реализовать не менее 170 000 автомобилей в этом году.

Будущие меры

В настоящий момент мы ведем вместе с вами также напряженную работу по новым мерам государственной поддержки автомобильной промышленности, которые мы планируем реализовать с 2015 г.

Во-первых, это ограничение сроков коммерческой эксплуатации колесных транспортных средств. Ни для кого не секрет, что сегодня средний возраст автомобилей, особенно коммерческой техники, запредельный. Причин тут масса: и традиционный подход к тому, что нужно пользоваться автомобилем до тех пор, пока он не сотрется об асфальт, так и отсутствие доступных кредитных ресурсов - как для физических лиц, так и для представителей малого и среднего бизнеса, которые не позволяют им соответствующим темпом обменивать старые транспортные средства на новые. Даже понимая, что новые машины гораздо более экономичные, зачастую клиенты этого сделать не могут.

Следующий пункт - это замена транспортного налога на экологический налог. Тоже давняя история. Мы большую работу провели с Министерством финансов, и в настоящий момент математическая модель расчета экологического налога, который заменит экологический, Министерство финансов устроила. Речь идет о том, что мы от лошадиных сил переходим к исчислению налога от экологического класса и от объема двигателя в кубических сантиметрах. Здесь у меня реверанс всем тем, кто планирует производство высокоэффективных транспортных средств, с высокоэффективными моторами, а также гибридных машин или электромобилей. Я думаю, что это тоже будет достаточно полезная норма. И при этом, конечно же, размер экологического налога будет расти по мере возраста эксплуатируемого транспортного средства. В настоящий момент Министерство финансов готовит соответствующую текстовку для этого документа. Как вы понимаете, когда речь идет о налогах, это вопрос очень чувствительный, детальный, медленный. Мы большое количество консультаций проводим, планируем, что в 2015 г. соответствующую норму примем.

Следующая норма - это становление приоритета российских товаров при осуществлении закупок подконтрольными государственными юридическими лицами. Когда мы говорим о федеральных и муниципальных государственных закупках, это одна тема. Вторая тема - что у нас огромное количество госкомпаний, госкорпораций, компаний с госучастием, а также их «внучек», «дочек» и т. д. Мы прекрасно отдаем себе отчет, что данная мера государственной поддержки при сильном желании закупщиков этих компаний может иметь низкую эффективность. Тем не менее принципиальная позиция государства - «покупай свое». Это должен быть принцип, который формирует философию потребителя. Прошло то время, когда в России не было современных качественных машин. Они есть, поэтому нужно использовать возможности государства, в том числе для формирования потребительских предпочтений. В настоящий момент мы вместе с Министерством экономического развития формируем такую меру, она в настоящий момент тоже находится на публичном обсуждении, призываю вас всех принять активное участие в формировании новой меры государственной поддержки автомобильной промышленности.

Также мы в настоящий момент разрабатываем стратегии развития производства автокомпонентов. Я думаю, что в ноябре мы начнем публичное обсуждение на абсолютно разных площадках, чтобы сформулировать необходимые целевые задания и необходимые меры государственной поддержки. Важно, что эти меры будут разрабатываться государством впервые.

Вопрос из зала

Вопрос из зала

Еще в марте автопроизводители, автодилеры давали свои пожелания по возобновлению программы льготного кредитования. Не услышали. В результате продажи - минус 22% в августе, минус 25% в сентябре. Сейчас успешно спасаем, чтобы не быть на том же уровне, как и в 2009 г. Александр Морозов: Мы делали программу льготного автокредитования в прошлом году. Вы получили огромный костыль поддержки. После этого вы говорите: давайте этот костыль делать постоянным. Но почему мы не согласились с эффективностью программы льготного автокредитования, почему мы считаем, что программа утилизации эффективнее, чем программа льготного автокредитования? В 2013 г., когда мы в июле - августе эту программу начинали, мы говорили о том, что если банк дает ставку по автокредиту под покупку новой машины порядка 12-14%, то мы субсидируем ему часть ставки, доводя этот кредит, условно говоря, до 9%. Мы даем ему скидку по отношению к другим кредитам потребительским, которые банк дает. Банки это дело, как говорят у нас на уличном жаргоне, «расчухали», и мы начали наблюдать к октябрю-ноябрю, что они подтягивают все свои ставки повыше, тем самым съедая заранее дельту, которую дает государство. Ее потребитель не получал, а получали умные банки, которые нам делали математические модели, объясняя, что у них общая ставка, к сожалению, поднялась, поэтому скидочку они берут, но скидочка в итоге приводит к тому, что человек опять те же 12-14% получал. Мы поняли, что кормить банки бессмысленно, потому что, когда мы делаем программу утилизации, эту скидку получает конкретный потребитель. Более того, я считаю, что программу утилизации мы запустили максимально своевременно. Мы достигли такого уровня взаимодействия с промышленностью, который только в сказке бывает. По нашим бюрократическим процедурам мы должны провести изменение в госпрограмму, корректировку федерального закона «О бюджете», выпустить постановление с правилами выделения этой субсидии... По нашим расчетам, запуск программы утилизации [мог бы начаться] примерно 20 декабря - это если ни на одном из этих бюрократических этапов не произойдет сбоя. Как вы заметили, программа утилизации была объявлена автопроизводителями и стартовала 1 сентября, т. е. мы достигли такого унисона взаимодействия, что нам верят на слово и работают без денег.