Жертвы санкций

Санкции против России ударили по немецким компаниям, некоторым грозит потеря прибыли и сотрудников
Krisztian Bocsi
Krisztian Bocsi / Bloomberg

Alexander Schuke Potsdam Orgelbau поставляла органные трубы почти 200 лет, пережила две мировые войны и национализацию в бывшей ГДР. Но последствия конфликта на востоке Украины заставили эту семейную компанию объявить о банкротстве и попросить защиты от кредиторов. Проблемы возникли после того, как клиенты с Украины и из России не заплатили около 400 000 евро за два инструмента.

До конца года число неплатежеспособных немецких компаний может увеличиться, предупреждает Ральф Мойрер, руководитель немецкого подразделения страховой компании Euler Hermes. Особенно сильно пострадал машиностроительный сектор, для которого Россия - четвертый по значимости экспортный рынок. У производящей станки Herkules число заказов из России снизилось вдвое. Во многом это объясняется экономической стагнацией в России, падением курса рубля и тем, что российским банкам стало сложнее привлекать финансирование. Обычно на долю России приходилось 15-20% годового оборота компании, составляющего 165 млн евро. «Санкции сохранятся надолго, - предупреждает Антон Бернер, президент немецкой ассоциации экспортеров BGA. - <...> Скорее они станут жестче».

На Россию приходится менее 3% немецкого экспорта, бизнес с ней ведут около 6200 компаний, неопределенность грозит потерей рабочих мест, говорит Ульф Шнайдер, управляющий партнер Russia Consulting в Москве. Около 300 000 рабочих мест зависят от торговли с Россией. Maschinenbau Dahme, поставщик запчастей для сельскохозяйственной техники, возможно, будет вынужден сократить 10% сотрудников, если из-за кризиса на Украине снизится спрос, говорит генеральный менеджер компании Штефан Дастиг. В то же время Opel сокращает четверть работников завода в Петербурге, Volkswagen приостанавливал на несколько дней производство в Калуге, а Seat уходит с российского рынка.

Немецкие компании опасаются, что из-за санкций их российские клиенты развернутся в сторону Китая. Но для некоторых предпринимателей политика важнее трудностей в бизнесе. «Я поддерживаю санкции на 100%», - говорит руководитель Herkules Кристоф Тома.